Принудительные меры воспитательного воздействия, понятие и юридическая природа
Введение
Будущее каждого государства в условиях XXI века находится в сильной зависимости от его молодой части населения. В связи с этим, появляется необходимость осуществлять регулирование в сфере преступлений, совершенных несовершеннолетними, чтобы формировать поколение, способное развивать свою страну и поддерживать ее благополучие. Поэтому осуществлять мониторинг динамики преступлений, совершенных несовершеннолетними, является одной из важных задач государства. Так Министерство внутренних дел Российской Федерации предоставило краткую статистику состояния преступности в России за январь-октябрь 2021 года, где можно увидеть сокращение числа таких преступлений. А именно, наблюдается сокращение преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, на 15,6%, что говорит об эффективности проведения профилактических работ сотрудниками полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних. Но тем не менее, согласно данным председателя СК РФ Александра Бастрыкина, за 2021 год было в
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Теоретические основы и правовая природа обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия 8
1.1 Понятие и сущность принудительных мер воспитательного воздействия в уголовно-правовой литературе 8
1.2 Специфика обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних 13
2 Содержание и характеристика принудительных мер воспитательного воздействия в Российской Федерации 18
2.1 Характеристика предупреждения и передачи под надзор родителей или лиц, их замещающих, либо специализированного государственного органа 18
2.2 Характеристика возложения обязанности загладить причиненный вред и ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего 22
3 Анализ применения принудительных мер воспитательного воздействия в рамках судебной практики 26
3.1 Раскрытие некоторых примеров судебной практики по применению принудительных мер воспитательного воздействия 26
3.2 Особенности применения на практике принудительных мер воспитательного воздействия 30
Заключение 33
Список использованных источников 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - N 25. - ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч. I). - ст. 4921.
4. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 28.10.2021)// Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Список научной и учебной литературы
5. Алтынбаева Л.М. Совершенствование законодательства об особенностях наказания несовершеннолетних / Л.М. Алтынбаева // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - №2. - С. 104-105.
6. Андрюхин Н.Г. Дифференциация уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: состояние и перспективы развития: монография / Н.Г. Андрюхин. - М.: ВНИИ МВД России, 2004. - 456 с.
7. Анферова О.А. Проблемы прекращения уголовного дела (преследования) с применением к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2003. - С. 7
8. Благов Е.В. Об освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия / Е.В. Благов // Юридическая наука. - 2017. - №4. - С. 36.
9. Бурлака С.А. Понятие и юридическая природа принудительных мер воспитательного воздействия // Научный портал МВД России. - 2010. - №5. - С. 40.
10. Казакова Т.А. Понятие и специфика педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей / Т.А. Казакова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - №4. - С. 196-199.
Таким образом, принуждение, в контексте данной меры, представляет собой применение к несовершеннолетнему воспитательных мер вопреки его желанию, которые направлены на побуждение подростка исправить свое антисоциальное поведение.
Если раскрыть данное нами определение, то принуждение должно оказывать принудительное, но полезное влияние на подростков, совершивших преступление. Это является актуальным средством в силу возраста лица, в связи с чем это лицо больше подвержено впитыванию оказываемого влияния, так как, психологически, несовершеннолетние характеризуются повышенной восприимчивостью. Принуждение необходимо для формирования самокритики к совершенным неправомерным деяниям, пересмотрю взглядов на антисоциальное поведение.
Важно отметить, что принуждение в отношении несовершеннолетнего нужно использовать в следующих случаях:
Если необходимо немедленно пресечь неправомерные, социально вредные действия;
Если другие средства воздейс