Совершенствование системы обучения по охране труда на основе опыта зарубежных стран
ВВЕДЕНИЕ
Объектом научного исследования является безопасность труда, реализуемая в политике работодателя в сфере охраны труда через совокупность процедур системы управления охраной труда.
Предметом исследования являются процедуры подготовки и информирования работников по охране труда в системе управления охраной труда, а также влияние уровня знаний, умений, навыков, отношений работников (включая работодателя) и процедур проверки знаний на снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка научно обоснованных предложений по актуализации подходов к обучению по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ 3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПО ОТ НА БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТНИКА 6
1.1Понятие обучение работников по охране труда 6
1.2Парадигма обучения и ОТ 7
1.3Исследование взаимосвязи между знаниями/навыками и непреднамеренными/преднамеренными нарушениями требований ОТ 10
1.4Процессы обмена знаниями между работниками, информирование работника в области ОТ и их влияние на детерминанты поведения в области безопасности 23
1.5Социальный аспект обучения в области ОТ 27
1.6Особенности обучения по охране труда работников с малым стажем 29
1.7Проверка знаний работников в области ОТ 30
2АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ОТ. 35
2.1Анализ нормативных правовых актов Международной организации труда 35
2.2Анализ нормативных правовых актов и программных документов зарубежных стран 37
2.3Анализ базовых компетенций работников в области охраны труда 44
2.4Анализ российских нормативных правовых актов по вопросам обучения требованиям охраны труда 49
3АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ПО ОТ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОТ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 64
3.1Анализ требований Порядка 1/29, подлежащих актуализации в связи с проектом Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» 64
3.2Определение контингента работников обучаемых ОТ 69
3.3Актуализация требований в Порядке обучения по охране труда в зависимости от вида предприятия 73
3.4Разработка предложений по взаимодействию систем дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, подготовка и переподготовка) в области ОТ, независимой оценки квалификаций и обучению по ОТ и проверки знаний требований ОТ работников организаций 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ). Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года. С изменениями и дополнениями от: 2 августа 2019 г.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 октября 2016 г. Регистрационный N 44037)
3. Конвенция «Об основах содействия передовой организации ОТ на национальном уровне» (№ 187) и «Рекомендация об основах содействия передовой организации ОТ на национальном уровне» (№ 197).
4. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по ОТ и проверки знаний требований ОТ работников организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2003 г., Регистрационный N 4209)
5. План мероприятий ("Дорожная карта") по реализации механизма «регуляторной гильотины» от 29 мая 2019 № 4714п-П36
6. Why are occupational health and safety training approaches not effective? Understanding young worker learning processes using an ergonomic lens, Safety Science 68 (2014) 81-257, M. Laberge, E. MacEachen, B. Calvet
7. Актуальные проблемы совершенствования законодательства об ОТ http://council.gov.ru/inf_sl/inf_iau/208-15.htm
8. «Towards Prevention Culture: Strategic Approach and Implementation of VISION ZERO in Industry at BG RCI, Helmut Ehnes, Director for Prevention – BG RCI – Germany, Secretary General – ISSA Mining VISION ZERO in the Construction Industry I Moscow I 11 September 2019 I Soglasie Hall
9. Knowledge Management and Safety Compliance in a High-Risk Distributed Organizational System, Leif Jarle Gressgard
10. Кузьмина О. В., Искакова А. К. Снижение уровня производственного травматизма в исследуемой организации // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 55-58. — URL https://moluch.ru/archive/130/35971/.
11. ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и Руководство (ISO 31000:2009 Risk management. Principles and guidelines). - М.: Стандартинформ, 2012. – 18 с.
12. Stephenson, quoted in Lewis, J. Introducing the ACEL leadership capability framework // Curriculum and Leadership Journal - 2009.- 7 - P.16.
13. Hase, G., & Davis, L. From competence to capability: the implications for human resource development and management. Paper presented at the Millennial challenges in management, education, cyber-technology and leadership: Association of International Management// 17th Annual Conference San Diego - 1999.
14. Stephenson, J. J. Stephenson & S. Weil (Eds.) Capability and quality in Higher Educa¬tion In, Quality in Learning // Kogan Page - 1992.
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. N 155н "Об утверждении Правил по ОТ при работе на высоте", Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 сентября 2014 г. Регистрационный N 33990
16. Borman D. Management: business in market economy Hamburg: Clausenamp;Bos, Leek, 1992. — 910 p.
17. Кэмпбелл Д. Т. Социальные Диспозиции индивида и их групповая функциональность: эволю¬ционный аспект. — В кн.: Психологические механизмы регуляции со¬циального поведения М., «Наука», 1979.
18. Review of human reliability assessment methods// Prepared by the Health and Safety Laboratory for the Health and Safety Executive, 2009 URL: http://www.hse.gov.uk/researcH/rrpdf/rr679.pdf
19. Основы оценки рисков. – Бильбао. Испания. Европейское агентство по ОТ (EU OSHA)// переведено на русский язык по заказу департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравоцразвития России. М., 2008. – 53 с.
20. Е. М. Ординова, Когнитивная психология изучение имплицитных теорий как составляющих когнитивного риска. Психологический журнал, 2013, том 34, № 1, с. 74–85, 2013 г.
21. Лисанов М.В., Симакин В.В., Макушенко А.И., Дворниченко П.И., Еремеев-Райхерт А.В. Применение методов анализа опасностей HAZID и HAZOP при проектировании газотранспортного терминала// Безопасность труда в промышленности. - 2008. - № 8.- С. 1-10.
22. The Health and Safety Authority (HSA) URL: https://www.hsa.ie/eng/Small_Business/Getting_Started/
23. European agency for safety and health at work. URL: https://osha.europa.eu/en/tools-and-publications/oira (дата обращения 24.09.2018)
24. «Health and Safety at Work etc Act 1974», UK Legislation (Health and Safety)/UK Parliament. - URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1974 /37/contents
25. Safety, Health and Welfare at Work Act 2005. - URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2005/act/10/
26. Council Directive of 12 June 1989 on the introduction of measures to encourage improvements in the safety and health of workers at work (89/391/EEC). URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/1989/391/2008-12-11
27. Work Health and Safety Act 2011 No. 137, 2011. URL: https://www.legislation.gov.au/Details/C2018C00293
28. Canada Occupational Health and Safety Regulations, SOR/86-304. URL: http://www.gproxx.com/https://www.canlii.org/en/ca/laws/regu/sor-86-304/latest/sor-86-304.html
29. Interactive Risk Assessment tool (IRAT) in Ireland BeSMART URL: http://osha.europa.eu
30. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ – СУОТ 2001. Официальное издание на русском языке. – Женева, 2003 /. Guidelines ou Occupational Safety and Health Systems / ILO-OSH2001. – Женева, 2001.
31. Centers for Disease Control and Prevention, CDC. (2010). “Occupational Injuries and Deaths Among Younger Workers: United States, 1998--2007” in Morbidity and Mortality Weekly Report (MMWR), vol. 59, no. 15, pp. 449-455, April 2010.
32. Confederacion de Empresarios de Navarra, CEN. (2015). Guía: Gestión de la prevención de riesgos laborales de los trabajadores más jóvenes. CEN.
33. Comunidad Andina. (2004). Decision 584. Instrumento Andino de Seguridad y Salud en el Trabajo.
34. European Agency for Safety and Health at Work, EU-OSHA. (2004). Mainstreaming occupational safety and health into education: good practice in school and vocational education. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities.
35. Публикации Министерства социального обеспечения и здравоохранения. Охрана труда в Финляндии. Национальный обзор, министерство социального обеспечения и здравоохранения, Хельсинки, 2006г
36. Голубев И.Г. О развитии компетенций специалистов ОТиПБ за рубежом (https://getsiz.ucoz.net/publ/okhrana-truda/o_razvitii_kompetencij_specialistov_otipb_zarubezhom_chast_1_severnaja_amerika_i_velikobritanija/3-1-0-2)
37. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 20172020 годы. Вестник: Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии №4 (67), декабрь 2016. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Employment_statistics
38. INSHPO (International Network of Safety and Health Practitioner Organisations). The Occupational Health and Safety Professional Capability Framework: A global framework for practice. International Network of Safety and Health Practitioner Organisations (INSHPO). Park Ridge, IL, USA. - 2017 - 48 р. - URL: http://www.inshpo.org/docs/INSHPO_2017_ Capability_Framework_Final.pdf
39. Naidu, R., Stanwick, J., & Fraser, K. Glossary of VET. Adelaide: NCVER - 2013 - 31 р.
40. Wheelahan, L., & Moodie, G. Rethinking skills in Vocational Education and Training, 2011- URL: http:// www.bvet.nsw.gov.au/pdf/rethinking_ skills.pdf.
41. Borys, DThe Value Proposition for the Oc¬cupational Health and Safety Professional – Literature Review/ INSHPO - 2014.
42. Parker D., Lawrie M., Hudson P. A framework for understanding the development of organizational safety culture/ Safety Science - 2006.-Vol. 44, No. 6, P.551-562.
43. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области ОТ, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области ОТ" Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2010 г. Регистрационный N 17648
44. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10 ноября 2017 г. N 655 "Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (с изменениями и дополнениями). Приложение N 28. Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по организации обучения по ОТ
45. Примерная программа обучения по ОТ работников организаций (утв. Минтрудом РФ 17 мая 2004 г.)
46. Примерные программы обучения по ОТ отдельных категорий застрахованных, утвержденные приказом Минтруда России от 21 июня 2003 г. N 153
47. Ст. 3.6. Руководящий документ МДС 12-53.2010 "Макеты распорядительных и регламентных документов системы управления охраной труда строительной организации"
48. Пункт 6. Раздел I. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 г. N 160 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" Приложение. Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
49. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. С изменениями и дополнениями от: 12 ноября 2019 г. Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года
50. Статья 41. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
51. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 524н "Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области ОТ» Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. Регистрационный № 33671
52. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ
"О независимой оценке квалификации" Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года, Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года
53. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183)
54. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://новыеформы.рф
Лидирующее положение в плане распространенности и охвата уровней компетентностей принадлежит однозначно тестированию.
К особенностям тестирования можно отнести: четкое следование теории тестов (классической или современной), присутствие конкретных данных для оценки компетентности обучающихся, стандартизированность процедуры тестирования, допускающая единые правила и критерии на всех этапах (выполнение тестов, проверка, обработка и толкование результатов), тесты ориентированы не на констатацию отдельных знаний или умений (хотя полученные данные имеют возможность быть получены по итогам выполнения тестов), а на выявление уровня знания учебного материала.