Особенности детско-родительских отношений у лиц склонных к правонарушениям
Введение
Актуальность темы состоит в том, что правонарушения происходят повсеместно, и на их решение тратится всё больше времени и ресурсов. Чтобы с ними бороться нужно знать первопричину. Девиантное поведение, которое и приводит к правонарушениям, может развиваться с детства. На данным процесс влияют множество факторов, в частности и детско-родительские отношения. Развитие ребёнка во многом зависит от благополучия в той семье, в которой он вырос. Отчуждённость ребёнка приводит к повышенной тревоге, внутренней напряжённости, неуверенности, страху, чувству одиночества, обиде и др. Данные эмоции могут оказать разрушительное влияние на личность и поведение подростков. Именно это и является основой для формирования девиантного поведения, в частности стремление к правонарушениям. Отклоняющееся поведение осуждается обществом, такое поведение сопровождается негативными эмоциями, тревогой и эмоциональными расстройствами, а также агрессией и депрессией, что тоже влияет на формирование отклоняющегося от норм поведения.
Объект изучения является девиантное поведение
Предмет изучения являются особенности детско-родительских отношений у лиц склонных к правонарушениям.
Цель работы является изучение взаимосвязи детско-родительских отношений у лиц склонных к правонарушениям.
Задачи исследования:
1. Дать определение девиантного поведения, рассмотреть классификацию и основные подходы изучения.
2. Дать определение понятию детско-родительские отношения, рассмотреть классификацию и основные подходы изучения.
3. Исследовать взаимосвязь детско-родительских отношений и правонарушений.
Гипотеза: детско-родительские отношения влияют на формирование девиантного поведения, в частности стремления к правонарушениям.
Содержание
Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты исследования девиантное поведение.......................4
1.1. Определение девиантного поведения............................................................4
1.2. Классификация девиантного поведения........................................................5
1.3. Основные подходы изучения девиантного поведения.................................7
2. Теоретические аспекты исследования детско-родительские отношения....10
2.1. Определение понятия детско-родительские отношения............................10
2.2. Классификация детско-родительских отношений......................................11
2.3. Основные подходы изучения детско-родительских отношений...............14
3. Взаимосвязь детско-родительских отношений и склонность к правонарушениям..................................................................................................17
Заключение.............................................................................................................23
Список литературы................................................................................................24
Список литературы
1. Азаров.Л.А., Сятковский.В.А. Психология девиантного поведения: Учебно-методический комплекс 2009. - 164 с.
2. Атаханов Р., Абдурашитов Н.Ф. Деструктивные детско-родительские отношения и возможности совершения подростками правонарушения // Образовательная психология. - 2017. - №6. - С. 165-179.
3. Богомягкова О.Н. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребёнка // Психологические и педагогические науки - 2014. - 137 с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 2. - 351 с.
5. Выготский, Л.С. История развития психических функций // Психология : сб. – М., 2002. – С. 512–755.
6. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник ЧГПУ 2 - 2009. - 40-51 с.
7. Даринская В.М. Гармонизация родительско-детских отношений средствами групповой работы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. - 19 с.
8. Ефремова Н.А. Психологическое содержание Я-концепции родителя: дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2004. 6-7 с.
9. Ждакаева Е.И. Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений: дис. … канд. психол. наук. Омск, 2012. - 216 с.
10. Карабанова. О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. – М.: Самара, 2011. - 156 с.
11. Клейберг Ю.А. Типология деструктивного поведения // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2008. - №1. - С. 130-134.
12. Кон. И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
13. Кондрашенко В. Т. Актуальные вопросы подростковой психиатрии // Здравоохранение Белоруссии. 1984. № 2. С. 8—10.
14. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск, 1990. - 5-6 с.
15. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
16. Ложкин А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект): дис. д-р. псих. наук: 19.00.06. - 2000. - 197 с.
17. Макартычева, Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей / Г.И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
18. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
19. МКБ-11 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://icd11.ru/
20. Насонова Е.Б. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное поведение младшего школьника: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Киев, 1990. - 56-58 с.
21. Сидоров, Н.Р. Девиации поведения у школьников – определение и предупреждение / Н.Р. Сидоров // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 4. - 23-27 с.
22. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. М.: Педагогика, 1986.
23. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. М.: ООО «Апрель Пресс», 2000. Т. 2. - 464 с.
24. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников : учеб. пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 1996 - 320 с.
25. Чернов Д.Н. Субъектно-деятельностный подход к изучению детско-родительских отношений // Современные исследования социальных проблем - 2011 - №1(05) - 93-99 с.
Так же был проведён мета-анализ привязанности к родителям и преступности, им занимались Махтелд Хоув, Герт Ян Джей М. Стамс, Клаудия И. ван дер Пут, Джудит Семон Дубас.Чтобы исследовать связь между привязанностью к родителям и преступностью, а также потенциальными смягчающими эффектами возраста и пола, 74 опубликованные и неопубликованные рукописи были подвергнуты многоуровневому мета-анализу. Плохая привязанность к родителям была в значительной степени связана с преступностью среди мальчиков и девочек. Были обнаружены более сильные размеры эффекта привязанности к матерям, чем привязанности к отцам. Кроме того, были обнаружены более сильные размеры эффекта, если ребенок и родитель были одного пола, по сравнению с парами детей и родителей разного пола. Возраст участников смягчил связь между привязанностью и правонарушениями: у более молодых участников были обнаружены большие размеры эффекта, чем у пожилых. Можно сделать вывод, что привязанность связана с подростковой преступностью. Таким образом, привязанность может быть целью вмешательства для снижения или предотвращения в будущем преступного поведения несовершеннолетних (Machteld Hoeve, 2012). Такие научные деятели как Сабина Капетанович, Саванна Боэль, Тереза Скуг попытались найти взаимосвязь общение родителей с подростками и подростковой преступностью. Сделан вывод, что коммуникационные усилия родителей и подростков считаются защитой от вовлечения подростков в преступность с течением времени. Родители и подростки взаимно влияют друг на друга и оба могут способствовать подростковой преступности. Более того, хотя родительский поведенческий контроль и домогательство, как правило, рассматриваются как практика родительского мониторинга, результаты текущего исследования показывают, что родительское домогательство, скорее всего, будет аспектом общения родителей и подростков, что, возможно, будет способствовать укреплению отношений между родителями и подростками.