Круговая тренировка как организационно-методическая форма проведения занятий в сфере физического воспитания Общая характеристика
ВВЕДЕНИЕ
В середине прошлого века англичане Р.Морган и Г.Адамсон разработали формат тренировок, который был направлен на повышение физической подготовки и общего уровня выносливости. Изначально упор делался на профессиональных спортсменов, а затем система круговых тренировок стала применяться по всему миру. Круговая тренировка и подобные ей формы физических упражнений получили довольно широкое распространение в ряде стран. К сожалению, в нашей отечественной литературе данная форма проведения занятий освещены недостаточно, хотя ряд научно-методических предпосылок круговой тренировки был заложен именно в советской теории и практике физического развития человека. Изначально речь шла о групповых занятиях для студентов. Цель заключалась в том, чтобы найти вариант физических нагрузок, который позволял бы заниматься спортом с индивидуальной интенсивностью, при этом оставался интересен и доступен людям с любой физической подготовкой. Обычные тренировки предполагают, необходимость выполнения нескольких подходов упражнений на одном тренажере (например, 3 круга приседаний со штангой), потом переходите к следующему и делаете цикл несменяемых упражнений на нем, затем идете к третьему и так далее.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Общая характеристика круговой тренировки как организационно-методической формы проведения занятий 8
1.2. Особенности развития двигательных качеств подростков и их взаимосвязь с формированием двигательных навыков 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. Методы исследования 18
2.2. Организация исследования 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 23
3.1. Результаты диагностики показателей экспериментальной и контрольной групп 23
3.2. Анализ полученных данных 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.
2. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
3. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 176 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
5. Войцеховский, С. М. Физическая подготовка спортсменов высшего класса / С. М. Войцеховский. – М,: Физкультура и спорт, 2008. – 164 с.
6. Волков, Н. И. Физическая подготовка спортсменов / Н. И. Волков. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 240 с.
7. Гавердовский, Ю. К. Программированное обучение при физической подготовке по круговому методу тренировки / Ю. К. Гавердовский, / Теория и практика физической культуры, 1981, №8. – С. 18-19.
8. Губа, В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. М.: Спорт-АкадемПресс, 2000. - 120 с.
9. Гужаловский, А. А. Развитие физических качеств у школьников / А. А. Гужаловский. – Минск: Народная асвета, 2010. – 98 с.
10. Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И. А. Гуревич. – Мн.: Выш. шк., 1985. – 256 с.
11. Гуревич, И. А. Физические упражнения для моделирования круговой тренировки / И. А. Гуревич. – Мн.: Полымя, 1984. – 40 с.
12. Дорохов, Р. Н., Губа, В. П. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена: Учебное пособие. Смоленск, 1995. -100 с.
13. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена/ В. М. Зациорский. – М: Советский спорт, 2009. – 200 с.
14. Киселев, В. В. Планирование спортивного совершенствования боксеров / В. В. Киселев. — М.: «Физическая культура», 2006. — 61 с.
15. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2005. – 384 с.
16. Мокеев, Г. И. Спорт: проблемы и решения / Г. И. Мокеев, А. Г. Ширяев, – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. – 144 с.
17. Набатникова, М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М. Я. Набатникова. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
18. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н. Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 864 с.
19. Остьянов, В. Н. Обучение и тренировка / В. Н. Остьянов, И. И. Гайдамак. – К.: Олимпийская литература, 2001. – 240 с. 49
20. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском цикле / В. Н. Платонов. – Киев: ОЛ, 1997. – 584 с.
21. Романенко, М. И. Основы общей теории спорта / М. И. Романенко. – Киев: Вища школа, 1978. – 296 с.
22. Филимонов, В. И. Педагогические основы обучения и совершенствования / В. И. Филимонов. – М: «ИНСАН», 2001. – 400 с.
23. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
24. Хрущев, С. В. Тренеру о юном спортсмене / С. В. Хрущев, М. М. Круглый. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 157 с.
25. Шолих, М. Круговая тренировка. Теоретические, методические и организационные основы использования физических упражнений в спортивной тренировке / М. Шолих. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 174 с.
Исследование было проведено в три этапа. На первом этапе изучалась научно-методическая литература, выбор методов исследования и постановка задач. На втором этапе был проведен педагогический эксперимент. Третий этап состоял из обработки полученных данных в педагогическом эксперименте. Для систематической оценки физической подготовленности спортсменов периодически проводились контрольно-педагогические испытания в начале, середине и конце учебного года. Они давали возможность выявить уровень показателей физической подготовленности, проследить динамику и определить сдвиг за экспериментальный период. За основу были взяты общеразвивающие упражнения из различных видов спорта: бег на 60 метров, прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине, а из арсенала средств специальной подготовки - приседание. Педагогический, естественный эксперимент предусматривал использование в экспериментальной группе средств и методов, способствующих развитию физической подготовленности, с акцентом на эффективность круговой тренировки и расширению теоретических сведений.