Референдум: понятие и виды
ВВЕДЕНИЕ
В правительственно-правовой жизни современной России проблема о личном участии граждан в осуществлении власть занимает особое пространство. Мнимо-юридическим выражением этого вопроса является конституционное закрепление закона суверенитета единого многонационального народа Российской Федерации и использования таких выкроек его видного выражения, подобно референдум и независимые выборы.
Закономерным итогом демократических перемен, провожаемых некоторыми потрясениями и искушениями ради сообщества, стало провозглашение Конституцией Российской Федерации 1993 г. Референдума и выборов высшим личным выражением власть народа (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ) .
Впрочем референдум и независимые выборы в современных положениях не в совершенной границе соответствуют желанию российских граждан к более безграничному участию в осуществлении власть и обустройстве принадлежащей жизни. Следовательно в федеральном и региональном законодательстве получили своё закрепление и развитие другие выкройки личной демократии. Следует отметить, что выкройки личного участия граждан в осуществлении власть являются предметом общего и системного конституционно-правового испытания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды референдума 5
§1. Понятие, сущность и значение референдума 5
§2. Виды референдума 8
Глава 2. Порядок назначения, подготовки и проведения референдумов в Российской Федерации. 12
§1. Порядок назначения референдума РФ 12
§2. Подготовка и проведение референдума 15
§3. Законодательные ограничения проведения референдума 17
Заключение 22
Список использованной литературы и источников 23
Список использованной литературы и источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 1993. № 31. ст. 4398; 2014. №24. ст. 137.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. № 52. ст. 4916; 2005. № 45. ст. 4581.
3. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. № 27. ст. 2710; 2017. № 25. ст. 3589.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. № 42. ст. 5005; 2019. № 42. ст. 5801.
5. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. № 24. ст. 2253; 2019. № 22. ст. 2660.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.09.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021) // СЗ РФ. 2003. № 40. ст. 3822; 2019. № 31. ст. 4472.
Учебная и справочная литература
7. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2 т. Т. 1. / под ред. С.А. Авакьян. 5-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 864 с.
8. Андриченко, Л.В., Виноградов, В.А. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 551 с.
9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 768 с.
10. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие // М.: Юстицинформ, 2015. 410 с.
11. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедура). М., 2006. 396 с.
12. Комарова В.В. Народные голосования в Российской Федерации. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. 477 с.
Статьи в научных журналах и сборниках
13. Дрокина А.С. Конституционно-правовое регулирование института референдума // Закон и право. 2016. № 1. С. 62-65.
14. Любарев, А. Е. Референдумы в Российской Федерации: история и проблемы законодательного регулирования // Политика и общество. – 2005. – № 2. С. 33-35
15. Нудненко Л. А. К вопросу о правовом регулировании народовластия в России // Государство и право. 2012. № 7. С. 13-21
Первая группа ограничений связана с запретом вынесения на референдум вопросов о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента, Государственной Думы, а также о досрочных выборах Президента, депутатов Государственной Думы, перенесении сроков их проведения, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий других лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Тем самым российский народ лишен возможности выразить недоверие Президенту. Государственной Думе и отдельным депутатам, Правительству РФ в целом и отдельным его членам, так как в связи с учредительным характером референдума при всенародно выраженном недоверии они, как представляется, подлежат досрочному отстранению от должности. Такие ограничения, по нашему мнению, не соответствуют конституционной модели российской государственности и умаляют учредительные правомочия российского народа.