Речь как форма общения: виды, функции, соотношение с мышлением
Введение
В современном мире многие исследователи рассматривают речь с разных сторон. Так, проблема, которая касается взаимосвязи речи с мышлением часто оказывается наиболее интересной. Возникает множество споров между психологами на эту тему. Особенности влияния мыслительной деятельности на речевое развитие оказывается важным в изучении всех аспектов речи.
С точки зрения генетики и истории, речь произошла совместно с мышлением. А произошел данный процесс с помощью практического опыта, который приобретался постепенно и не торопясь. Речь человека в ходе общественно-исторического развития менялась и сообщалась с другими познавательными процессами. Однако, нельзя забывать о том, что речь всё же является самостоятельным процессом и она лишь допускает участие мышления в речевой деятельности. По мнению Маклакова, главным отличием людей от животного мира считается речь. Так как она выделяет множество закономерностей, касающихся психологических, физиологических и социальных факторов. Речь яв
Содержание
Введение
1. Теоретические основы речи
1.1. Историческое развитие речи в психологии
1.2. Физиологические основы речи
1.3. Речь, как познавательный процесс, её функции и виды.
2. Теоретический аспект изучения проблемы влияния речи на мышление
2.1. Соотношение речи с мышлением
2.2. Взгляды различных исследователей на данную проблему
Заключение
Список литературы
Список литературы
1) Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – 4-е изд. – М. ; СПб. ; Н. Новгород [и др.]: Питер, 2012. – 712 с.
2) Маклаков А.Г. М15 Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
3) Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2007. – 560 с.
4) Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. 3-е изд., стер. - М.: КомКнига, 2006. - 248 с.
5) Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., Изд.6. - М.: Красанд, 2010. - 216 с.
6) Логопедия / под ред.Л.С. Волковой. - М., 1998.
7) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011.
8) Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М., 2008. – 460 с.
9) Островская И.В. Психология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 480 с.
10) Островский Э.В. Психология и педагогика. - М.: Гриф, 2013. - 384 с.
11) Пидкасистый П.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2011. - 740 с.
12) Антипова Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.2-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2009.
7) Аллахвердов В. М. и др. Психология. – М.: Проспект, 2008. – 752с
8) Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990.
9) Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: в 6 т.М., 1982. Т.2.
10) Генинг Г. М., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи.— Чебоксары, 2009.
11) Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
12) Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.
Виды речевой деятельности.
Исходя из всего вышесказанного, речь приобретает различные формы в окружающей действительности. А именно, это устная и письменная речь. Для наглядности представлена схема ниже.
Можно увидеть между двумя этими видами определенные сходства. Заключается они в том, что они являются звуковой речью. То есть письменная речь выражает устную речь буквенными обозначениями на письме. В свою очередь, устная речь является отражением письменной. Первоначальными навыками письма и чтения мы овладеваем в школе. Там нас учат не только различать графические обозначения, но также и пользоваться своей речью и придавать ей определенную эмоциональную окраску.
Исходный вид устной речи имеет форму разговора. Обычно такая речь называется разговорной либо диалогической. [9] Главной характеристикой этой речи является то, что она активно поддерживается