Историко-преподавательские условия и основные направленности развития экономических дисциплин в Татарстане в завершении 20 - истоке 21 столетия
Введение
Актуальность исследования. Образование со экономической специализацией представляет немаловажную значимость в становлении личности, ее профессиональном формировании. Оно считается важным обстоятельством социализации личности, способствующим ее вхождению во общество и его социальных ценностей. Оно выполняет одну из важных функций - воспроизводство «человеческого капитала», воспроизводство квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства. Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.
Оглавление
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Историко-теоретические предпосылки становления и развития экономического образования в России.....................................................................9
1.1. Основные тенденции в становлении и развитии экономического образования в России………...……………………………………….......................9
1.2. Законодательно-правовое обеспечение экономического образования.........30
1.3. Влияние государственного сектора экономики на экономическое образование в разных регионах страны……...…………………………...............40
Глава 2. Принципы устройства и основные тенденции развития экономического образования в Татарстане в ХХ начале ХХI в.......................................................54
2.1. Этапы становления экономического образования в Татарстане в ХХ
начале ХХI в……………………………………………………………….……….54
2.2. Принципы экономического образования в Татарстане в ХХ начале ХХI в.68
2.3. Основные тенденции совершенствования экономического образования в Татарстане в ХХI в....................................................................................................74
Заключение ..............................................................................................................105
Список использованных источников и литературы.............................................108
Приложения..............................................................................................................114
Список использованных источников и литературы
1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистической Республики от 7 октября 1977 г. (Конституция СССР) [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // Гарант: [сайт информ. — правовой компании]. – Режим доступа: http: // constitution.garant.ru / history / ussr — rsfsr / 1977 / red _ 1977 / 5478732 / – (Дата обращения 05.01.2022).
2. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт -М, 2000.
3. Временное положение о государственном высшем учебном заведении в Российской Федерации: Постановление Правитель-ства Российской Федерации, утвержденное Советом Министров 23 февраля 1991 г.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751.
6. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Приказ Минобразования Российской Федерации от 15.02.2005 г. № 40.
7. Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», в редакции закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ, с изменениями от 24.04.2008 г. № 50-ФЗ, 03.06.2009 г. № 104-ФЗ.
8. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и после вузовском профессиональном образовании» N 125-ФЗ.
9. Аменд, А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников: Методические рекомендации/А.Ф. Аменд. –Челябинск: ЧГПИ, 1988.
10. Болдов О.Н., Иванов В.Н., Суворов А.В., Т.К. Широкова Динамика и структура сферы образования в России в 90 – е годы.
11. Борисенков, В. М. Экономическое образование и развитие производства / В. М. Борисенков. - Москва: Московский рабочий, 1965.- 96 с.
12. Боровитина, Н. М. Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества [Текст] / Н. М.
13. Боровитина.: Молодой ученый, 2011. - №10. Т.1. - С. 119-121.
14. Габидулин, Р. Международные правовые нормы в сфере образования и традиции России / Р. Габидулин // Народное образование. – 2007. – № 5. – С. 84.
15. Гайсин, М. И. Эколого-экономическая культура учащейся молодежи: монография / ТГГПУ. - Казань: Школа, 2008. - 159с. - Библиогр.: с.121-134.
16. Гончаров, В. Н. Экономическое образование кадров в период развернутого строительства коммунизма / В. Н. Гончаров; ред. и авт. предисл. А. И. Мягков. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1965. - 132 c. - Библиогр. в подстрочных прим.
17. Городенко, Д. В. Национальная образовательная политика как инструмент формирования целостного поликультурного пространства России [Текст]: автореф. дис. д-ра пед. наук / Д. В. Городенко. - М.: Моск. гос. гум. ун-т М.А.Шолохова, 2010. - 61 с.
18. Гукаленко, О. В. Образовательное пространство СНГ: проблемы и перспективы развития / О. В. Гукаленко // Педагогика. – 2007. – № 2. – С. 3.
19. Кожина, Н. В. Исторические этапы развития образования и педагогики в России / Н. В. Кожина, Г. А. Кленкова, Л. Р. Дойнова. - Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). - Краснодар: Новация, 2020. - С. 13-16.
20. Королев, Ю. В. Профессиональное самоопределение учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту: автореф. дисс. канд.пед.наук:13.00.01. - Казань: [б.и.], 2008.- 18с. - На правах рукописи.
21. Кузнецова Н.И. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже ХХ – ХХI столетий: Дис. канд. пед. наук. – Ульяновск, 2007. – 282 с
22. Ломакина, Т. Ю. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования: [монография] / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева. - Москва: Издательство "Триада", 2015. - 343 с. : ил. - Библиогр.: с. 225 .
23. Матушанский, Г.У. Профессионально-педагогическому образованию в КГЭУ 10 лет // Вестник Казанского государственного энергетического университета: Научный журнал / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 420066, г. Казань, ул.Красносельская,51,Д-506., 2012. -№ 1 (12). - С.164-167.
24. Михеева С.А. Становление школьного экономического образования в России/Вопросы образования - 2010. - № 2. - С. 136–151.
25. Меерович М. И. Изменение основной функции системы образования как проявление законов развития искусственных систем. / М. И. Меерович // Проблемы реализации принципов продуктивного обучения в профессиональном и допрофессиональном образовании. – 2004. – с. 47-51.
26. Морозов, Н. А. Народное образование и культурно-просветительные учреждения Среднего Поволжья в 50-е - начале 1960-х гг.: автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.02 / Н. А. Морозов; Самарский гос. пед. ин-т им. В. В.Куйбышева; науч. рук. С. Г. Басин. - Самара, 1993. - 18 с.
27. Москвина, А. С. Экономическое образование в современной общеобразовательной организации: постановка проблемы / А. С. Москвина, Ю. М. Снурницына // Наука и Школа: общероссийский научно-педагогический журнал / гл. ред. В. П. Дронов. - 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446., 2018. - № 5. - С. 45-51.
28. Народное хозяйство СССР в 1988 г. М.: Госкомстат РФ, 1989. С.53.
29. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. - М.: Весь Мир, 2000. – С. 60.
30. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. – М.: ГУ–ВШЭ, 2005. – 376 с.
31. Образование и просвещение в губернской Казани: [сборник статей] / Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ. - Казань, 2008 -.Вып. 3: Материалы III научно-практической конференции "Образование и просвещение в губернской Казани", посвященной 70-летнему юбилею исторического факультета Казанского государственного университета (г. Казань, 12 октября 2009 г.) / отв. ред.: И. К. Загидуллин, Л. Ф. Байбулатова. - 2011. - 207 с.
32. Орлова, Е.М. Экономическое образование: этапы, проблемы, перспективы / Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования [Текст] / Е.М. Орлова. – М.: АПК и ПРО, 2002.
33. Петросян, Д. С. Гуманизация труда педагогических кадров как драйвер развития системы образования: монография / Д. С. Петросян, С. А. Лочан, В. В. Янковская. - Москва: РУСАЙНС, 2020. - 218, [1] с.: табл. - Библиогр. в конце кн. и в подстроч. Примеч.
34. По данным Минпросвещения РФ за период 1991 – 2000 г.г..
35. Погребняк, Л. П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения: учебное пособие / Л. П. По- гребняк. - М., 2001.
36. Помелов, В. Б. Региональные особенности развития народного образования в российской провинции со второй половины XIX века по ок¬тябрь 1917 г.: на материалах Вятской губернии и сравнительном анализе проблемы в соседних с ней регионах [Текст] : дис. д-ра пед. наук / В. Б. Помелов.-М., 1998.- С.208.
37. Права человека и образовательное законодательство // Народное образование. – 2007. – № 1. – С. 19.
38. Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг. (Проект Федеральной программы) / Народное образование. 2001. № 1.
39. Российское образование. Федеральный образовательный портал. - Режим доступа: www.edu.ru/index.php?page_id=122.
40. Семеко Г.В. Основные тенденции в сфере подготовки кадров экономистов в России (1990-2005). - Экономические и социальные проблемы России/ 2006 г. №12 - С.45.
41. Сливать пока не будут [Электронный ресурс]. http://www.profile.ru/obsch/ item/111156-slivat-poka-ne-budut (дата обращения 12.06.2021).
42. Совершенствование экономического образования и воспитания учащихся в свете требований научно-технического прогресса: сборник научных трудов / АПН СССР, НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации; отв. ред.: Ю. К. Васильев, И. А. Сасова.— Москва, 1988
43. Сырых, В. М. Образовательное право / В. М. Сырых. – М., 1999.
44. Урванцева С. Е. Школьное экономическое образование в России и за рубежом. // Экономика в школе. —2011. — № 2. — С. 75–86.
45. Хайруллин, Р. Б. Торгово-экономическое образование в Казани:история и современность / Рос.гос.торг.-экон.ун-т,Казан.ин-т(фил. -Казань: Изд-во КГУ, 2007. - 107с. - Посвящается 100-летию коммер. образования в Казани.
46. Шпак, А. Т. Организация экономического образования и воспитания учащихся / А. Т. Шпак.- Киев : Радянська школа, 1987 .- 128 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 126 -127.
47. Шустова, И. В. Интернет как основной инструмент поиска работы / И. В. Шустова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50175/ (дата обращения: 16.01.2022).
48. Экономическое образование и воспитание трудящихся: указ.кн. и ст. за 1971 г.(2-е полугодие)-1983 г.(1-е полугодие / ГБЛ.- М.:[б.и.], 1984.- 69 с. - 0-20.
49. Экономическое образование: опыт и проблемы: [сборник статей] / [сост. А. И. Афанасьев]. - Казань: Татарское книжное издательство, 1975. - 136 с.
50. Янаев, С. И. Экономическое воспитание трудящихся: (организационно-методические вопросы) / С. И. Янаев.- Москва: Знание, 1986 .- 64 с. : ил. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Экономика и организация производства". № 12). - Библиогр.: с.63; в подстроч. примеч.
51. 10 главных изменений в новом учебном 2016-2017 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/10-ghlavnykh-izmienienii-v-novom-uchiebnom-2016-2017-ghodu.html, свободный.
52. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/
53. https://everychild.ru/reyting/reyting-vuzov-kazani-po-kachestvu-obrazovaniya
54. https://infotables.ru/statistika/72-obrazovanie-i-zdravookhranenie-v-rossii/793-osnovnye-pokazateli-obrazovaniya#hcq=3YHsxTs
55. https://kazan.dk.ru/news/eksperty-pochemu-sokrashhayut-tatarstanskie-vuzy-236870020
56. https://news.rambler.ru/other/43451295/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
57. https://ruxpert.ru/Статистика:Численность_учащихся_в_России#1990.E2.80.941999
58. https://tatstat.gks.ru/
59. https://web.archive.org/web/20180609213051/http://www.edu.ru/db/portal/spe/docs/1994_180.htm
60. https://ru.wikipedia.org/wiki/
61. Trends in Education Access and Financing during the Transition in Central and Eastern Europe – World Bank Technical Paper № 371. Washington, 1997. С.52.
62. Wiles P. The Correlation between Education and Earnings: the Externat Test Non-Content Hypothesis // Higher Education. 1974.Vol. 3. No. 1. P. 53.
Основой изменений сферы образования выступили развитие и распространение культуры "модернити": рыночных отношений, рациональных ценностей, расчетливости и ориентации на денежный успех, бизнес, иными словами, модернизация образования - приобщение данной сферы к культуре, технологиям, научным достижениям капитализма.
Но принципы "модернити" не успели охватить подавляющее большинство населения и не получают до сих пор прочной социальной поддержки. Модернизация образования по сути началась с модернизацией экономики и политики. Это типичная неорганическая модернизация - реакция на вызов со стороны экономики, со стороны более развитых стран (2003 год Болонское соглашение). Неорганическая модернизация осуществляется путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, приглашения иностранных специалистов, обучения своих работников за рубежом, что и собственно произошло в сфере образования.
Пришло время органической модернизации, которая должна стать моментом иного развития сферы экономического образования, она, как мы считаем, подготовлена всем ходом предшествующих процессов с начала 90 – х гг. Такая модернизация начинается с культуры, с изменения общественного сознания.