Историко-преподавательские условия и основные направленности развития экономических дисциплин в Татарстане в завершении 20 - истоке 21 столетия

Магистерская диссертация, основной идеей которой считается обнаружение, а также подтверждение историко-теоретических факторов развития и формирования экономического образования в Российской Федерации и Татарстане во завершении 20 - истоке 21 столетия и установление ключевых направленностей по его улучшению в РТ в 21 в. с целью воспроизведения целостной концепции развития и формирования системы экономических дисциплин. Практическая важность диссертационного исследования заключается в том, что представленный анализ включает значимые рекомендации по организации экономического образования, которые дадут возможность достичь более высокого компетенческого уровня в области знаний экономики, освоить некоторые квалификационные требования, чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке рабочей силы. Диссертационное исследование структурно включается в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы (62 наименования), 30 приложений. Для иллюстрации текста используется 25 таблиц, 32 рисунка. Основной текст работы изложен на 107 страницах.
Author image
Radik
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
27.10.2022
Объем файла
397 Кб
Количество страниц
124
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Образование со экономической специализацией представляет немаловажную значимость в становлении личности, ее профессиональном формировании. Оно считается важным обстоятельством социализации личности, способствующим ее вхождению во общество и его социальных ценностей. Оно выполняет одну из важных функций - воспроизводство «человеческого капитала», воспроизводство квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства. Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.
 

Оглавление

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Историко-теоретические предпосылки становления и развития экономического образования в России.....................................................................9
1.1. Основные тенденции в становлении и развитии экономического образования в России………...……………………………………….......................9
1.2. Законодательно-правовое обеспечение экономического образования.........30
1.3. Влияние государственного сектора экономики на экономическое образование в разных регионах страны……...…………………………...............40
Глава 2. Принципы устройства и основные тенденции развития экономического образования в Татарстане в ХХ начале ХХI в.......................................................54
2.1. Этапы становления экономического образования в Татарстане в ХХ 
начале ХХI в……………………………………………………………….……….54
2.2. Принципы экономического образования в Татарстане в ХХ начале ХХI в.68
2.3. Основные тенденции совершенствования экономического образования в Татарстане в ХХI в....................................................................................................74
Заключение ..............................................................................................................105
Список использованных источников и литературы.............................................108
Приложения..............................................................................................................114

Список использованных источников и литературы

1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистической Республики от 7 октября 1977 г. (Конституция СССР) [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // Гарант: [сайт информ. — правовой компании]. – Режим доступа: http: // constitution.garant.ru / history / ussr — rsfsr / 1977 / red _ 1977 / 5478732 / – (Дата обращения 05.01.2022).

2. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт -М, 2000.

3. Временное положение о государственном высшем учебном заведении в Российской Федерации: Постановление Правитель-ства Российской Федерации, утвержденное Советом Министров 23 февраля 1991 г.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751.

6. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Приказ Минобразования Российской Федерации от 15.02.2005 г. № 40.

7. Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», в редакции закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ, с изменениями от 24.04.2008 г. № 50-ФЗ, 03.06.2009 г. № 104-ФЗ.

8. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и после вузовском профессиональном образовании» N 125-ФЗ.

9. Аменд, А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников: Методические рекомендации/А.Ф. Аменд. –Челябинск: ЧГПИ, 1988.

10. Болдов О.Н., Иванов В.Н., Суворов А.В., Т.К. Широкова Динамика и структура сферы образования в России в 90 – е годы.

11. Борисенков, В. М. Экономическое образование и развитие производства / В. М. Борисенков. - Москва: Московский рабочий, 1965.- 96 с.

12. Боровитина, Н. М. Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества [Текст] / Н. М.

13. Боровитина.: Молодой ученый, 2011. - №10. Т.1. - С. 119-121.

14. Габидулин, Р. Международные правовые нормы в сфере образования и традиции России / Р. Габидулин // Народное образование. – 2007. – № 5. – С. 84.

15. Гайсин, М. И. Эколого-экономическая культура учащейся молодежи: монография / ТГГПУ. - Казань: Школа, 2008. - 159с. - Библиогр.: с.121-134.

16. Гончаров, В. Н. Экономическое образование кадров в период развернутого строительства коммунизма / В. Н. Гончаров; ред. и авт. предисл. А. И. Мягков. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1965. - 132 c. - Библиогр. в подстрочных прим.

17. Городенко, Д. В. Национальная образовательная политика как инструмент формирования целостного поликультурного пространства России [Текст]: автореф. дис. д-ра пед. наук / Д. В. Городенко. - М.: Моск. гос. гум. ун-т М.А.Шолохова, 2010. - 61 с.

18. Гукаленко, О. В. Образовательное пространство СНГ: проблемы и перспективы развития / О. В. Гукаленко // Педагогика. – 2007. – № 2. – С. 3.

19. Кожина, Н. В. Исторические этапы развития образования и педагогики в России / Н. В. Кожина, Г. А. Кленкова, Л. Р. Дойнова. - Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). - Краснодар: Новация, 2020. - С. 13-16.

20. Королев, Ю. В. Профессиональное самоопределение учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту: автореф. дисс. канд.пед.наук:13.00.01. - Казань: [б.и.], 2008.- 18с. - На правах рукописи.

21. Кузнецова Н.И. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже ХХ – ХХI столетий: Дис. канд. пед. наук. – Ульяновск, 2007. – 282 с

22. Ломакина, Т. Ю. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования: [монография] / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева. - Москва: Издательство "Триада", 2015. - 343 с. : ил. - Библиогр.: с. 225 .

23. Матушанский, Г.У. Профессионально-педагогическому образованию в КГЭУ 10 лет // Вестник Казанского государственного энергетического университета: Научный журнал / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 420066, г. Казань, ул.Красносельская,51,Д-506., 2012. -№ 1 (12). - С.164-167.

24. Михеева С.А. Становление школьного экономического образования в России/Вопросы образования - 2010. - № 2. - С. 136–151.

25. Меерович М. И. Изменение основной функции системы образования как проявление законов развития искусственных систем. / М. И. Меерович // Проблемы реализации принципов продуктивного обучения в профессиональном и допрофессиональном образовании. – 2004. – с. 47-51.

26. Морозов, Н. А. Народное образование и культурно-просветительные учреждения Среднего Поволжья в 50-е - начале 1960-х гг.: автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.02 / Н. А. Морозов; Самарский гос. пед. ин-т им. В. В.Куйбышева; науч. рук. С. Г. Басин. -  Самара, 1993. - 18 с.

27. Москвина, А. С. Экономическое образование в современной общеобразовательной организации: постановка проблемы / А. С. Москвина, Ю. М. Снурницына // Наука и Школа: общероссийский научно-педагогический журнал / гл. ред. В. П. Дронов. - 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446., 2018. - № 5. - С. 45-51.

28. Народное хозяйство СССР в 1988 г. М.: Госкомстат РФ, 1989. С.53.

29. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. - М.: Весь Мир, 2000. – С. 60.

30. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. – М.: ГУ–ВШЭ, 2005. – 376 с.

31. Образование и просвещение в губернской Казани: [сборник статей] / Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ. - Казань, 2008 -.Вып. 3: Материалы III научно-практической конференции "Образование и просвещение в губернской Казани", посвященной 70-летнему юбилею исторического факультета Казанского государственного университета (г. Казань, 12 октября 2009 г.) / отв. ред.: И. К. Загидуллин, Л. Ф. Байбулатова. - 2011. - 207 с. 

32. Орлова, Е.М. Экономическое образование: этапы, проблемы, перспективы / Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования [Текст] / Е.М. Орлова. – М.: АПК и ПРО, 2002.

33. Петросян, Д. С. Гуманизация труда педагогических кадров как драйвер развития системы образования: монография / Д. С. Петросян, С. А. Лочан, В. В. Янковская. - Москва: РУСАЙНС, 2020. - 218, [1] с.: табл. - Библиогр. в конце кн. и в подстроч. Примеч.

34. По данным Минпросвещения РФ за период 1991 – 2000 г.г..

35. Погребняк, Л. П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения: учебное пособие / Л. П. По- гребняк. - М., 2001.

36. Помелов, В. Б. Региональные особенности развития народного образования в российской провинции со второй половины XIX века по ок¬тябрь 1917 г.: на материалах Вятской губернии и сравнительном анализе проблемы в соседних с ней регионах [Текст] : дис. д-ра пед. наук / В. Б. Помелов.-М., 1998.- С.208.

37. Права человека и образовательное законодательство // Народное образование. – 2007. – № 1. – С. 19.

38. Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг. (Проект Федеральной программы) / Народное образование. 2001. № 1.

39. Российское образование. Федеральный образовательный портал. - Режим доступа: www.edu.ru/index.php?page_id=122.

40. Семеко Г.В. Основные тенденции в сфере подготовки кадров экономистов в России (1990-2005). - Экономические и социальные проблемы России/ 2006 г. №12 - С.45.

41. Сливать пока не будут [Электронный ресурс]. http://www.profile.ru/obsch/ item/111156-slivat-poka-ne-budut (дата обращения 12.06.2021).

42. Совершенствование экономического образования и воспитания учащихся в свете требований научно-технического прогресса: сборник научных трудов / АПН СССР, НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации; отв. ред.: Ю. К. Васильев, И. А. Сасова.— Москва, 1988

43. Сырых, В. М. Образовательное право / В. М. Сырых. – М., 1999.

44. Урванцева С. Е. Школьное экономическое образование в России и за рубежом. // Экономика в школе. —2011. — № 2. — С. 75–86.

45. Хайруллин, Р. Б.  Торгово-экономическое образование в Казани:история и современность / Рос.гос.торг.-экон.ун-т,Казан.ин-т(фил. -Казань: Изд-во КГУ, 2007. - 107с. - Посвящается 100-летию коммер. образования в Казани.

46. Шпак, А. Т. Организация экономического образования и воспитания учащихся / А. Т. Шпак.- Киев : Радянська школа, 1987 .- 128 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 126 -127.

47. Шустова, И. В. Интернет как основной инструмент поиска работы / И. В. Шустова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50175/ (дата обращения: 16.01.2022).

48. Экономическое образование и воспитание трудящихся: указ.кн. и ст. за 1971 г.(2-е полугодие)-1983 г.(1-е полугодие / ГБЛ.- М.:[б.и.], 1984.- 69 с. - 0-20.

49. Экономическое образование: опыт и проблемы: [сборник статей] / [сост. А. И. Афанасьев]. - Казань: Татарское книжное издательство, 1975. - 136 с.

50. Янаев, С. И. Экономическое воспитание трудящихся: (организационно-методические вопросы) / С. И. Янаев.- Москва: Знание, 1986 .- 64 с. : ил. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Экономика и организация производства". № 12). - Библиогр.: с.63; в подстроч. примеч. 

51. 10 главных изменений в новом учебном 2016-2017 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/10-ghlavnykh-izmienienii-v-novom-uchiebnom-2016-2017-ghodu.html, свободный.

52. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/

53. https://everychild.ru/reyting/reyting-vuzov-kazani-po-kachestvu-obrazovaniya

54. https://infotables.ru/statistika/72-obrazovanie-i-zdravookhranenie-v-rossii/793-osnovnye-pokazateli-obrazovaniya#hcq=3YHsxTs

55. https://kazan.dk.ru/news/eksperty-pochemu-sokrashhayut-tatarstanskie-vuzy-236870020

56. https://news.rambler.ru/other/43451295/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

57. https://ruxpert.ru/Статистика:Численность_учащихся_в_России#1990.E2.80.941999

58. https://tatstat.gks.ru/

59. https://web.archive.org/web/20180609213051/http://www.edu.ru/db/portal/spe/docs/1994_180.htm

60. https://ru.wikipedia.org/wiki/

61. Trends in Education Access and Financing during the Transition in Central and Eastern Europe – World Bank Technical Paper № 371. Washington, 1997. С.52.

62. Wiles P. The Correlation between Education and Earnings: the Externat Test Non-Content Hypothesis // Higher Education. 1974.Vol. 3. No. 1. P. 53.

Основой изменений сферы образования выступили развитие и распространение культуры "модернити": рыночных отношений, рациональных ценностей, расчетливости и ориентации на денежный успех, бизнес, иными словами, модернизация образования - приобщение данной сферы к культуре, технологиям, научным достижениям капитализма. 
Но принципы "модернити" не успели охватить подавляющее большинство населения и не получают до сих пор прочной социальной поддержки. Модернизация образования по сути началась с модернизацией экономики и политики. Это типичная неорганическая модернизация - реакция на вызов со стороны экономики, со стороны более развитых стран (2003 год Болонское соглашение). Неорганическая модернизация осуществляется путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, приглашения иностранных специалистов, обучения своих работников за рубежом, что и собственно произошло в сфере образования. 
Пришло время органической модернизации, которая должна стать моментом иного развития сферы экономического образования, она, как мы считаем, подготовлена всем ходом предшествующих процессов с начала 90 – х гг. Такая модернизация начинается с культуры, с изменения общественного сознания.