Формирование ценностно-смысловой компетенции на уроках английского языка

Дипломная работа, целью которой является теоретически обосновать, разработать и опытно поисковым путем проверить эффективность реализации модели формирования ценностно-смысловой компетенции школьников на уроках английского языка. В ходе исследования произведен отбор понятий ценностно-смысловой сферы в соответствии с особенностями возрастного развития учащихся; использоваться разработанная в ходе исследования модель формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках английского языка; изучены и систематизированы теоретические аспекты формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках английского языка: определить основные понятия, взаимосвязи между ними, компоненты и этапы формирования ценностно-смысловых установок школьников;
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.10.2022
Объем файла
867 Кб
Количество страниц
75
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

 ВВЕДЕНИЕ

Человек живет в социально-экономической и социокультурной среде, которая потерпела за последние годы большие изменения, что в свою очередь привело к трансформации системы образования нашей страны: сформировались новые ценностные, смысловые ориентиры, требования социального заказа потерпели колоссальные изменения. Мы столкнулись с таким явлением как, квалификационная модель специалиста была вытеснена профессионалом на компетентностной основе. Главная задача базового звена образования – это достаточно быстро и гибко реагировать на запросы общества. Для этого, ученик должен стать субъектом, центральной фигурой образовательной деятельности.
Содержание курса «Иностранного языка (английский)» включает теорию и практику овладения иностранным языком, а также овладение навыками межкультурного общения и развития толерантности. Обучающиеся получают знания о структуре языка, знания о грамматическом строе, образовании и развитии, о культурных особенностях, традициях и обычаях страны изучаемого языка; знакомятся с организацией государственного и политического строя станы. Иностранный язык способен реализовать воспитательный ценностно-смысловой потенциал. Очевидно, что важным составляющим успеха в современном мире является приобретение ценностных ориентиров, которые активно перенимаются у взрослых, но, к сожалению, в обществе, семье и школе уделяется недостаточное внимание формированию, развитию правильных ценностных и смысловых ориентиров.

Оглавление

 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………………….....8

1.1 Понятие и сущность ценностно-смысловой компетенции …………….....8

1.2 Особенности формирования ценностно-смысловой компетенции на уроках английского языка ……………………………………………………..16

1.3 Приемы и методы развития ценностно-смысловой компетенции учащихся …………………………………………………….…………………22

Выводы по 1 главе………………………………………………………………29

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ………………………………………………………………..30

2.1. Диагностика уровня сформированности ценностно-смысловой компетенции учащихся 30

2.2. Методика по формированию у учащихся ценностно-смысловой компетенции на уроках английского 47

2.3. Организация экспериментальной работы и обсуждение ее ф результатов 65

Выводы по второй главе 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………72

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……78

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. - СПб.: Изд. Каро, 2008. - 96 с. 

2. Алексашина, И. Ю. Педагогическая идея: зарождение, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач / И.Ю. Алексашина. - СПб.: СпецЛит, 2000. -223 с. 

3. Алексашина, И. Ю. Педагогические чтения, посвященные памяти Ю.Н. Кулюткина / И.Ю. Алексашина. - СПб.: АЛЛО, 2003. - 235 с. 

4. Алексеев, H. A. Педагогические основы проектирования «личностно-ориентированного обучения / Н.А. Алексеев. - Екатеринбург, 1997. - 144 с. 

5. Алексеев, Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002. - 45 с. 

6. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г.Алексеева // Психол. журн. - 1984. - Т.5. - № 5. - С.63-70.

7. Андреев А. Знания или компетенция?// Высшее образование в России. – 2015. №2. – С. 3-11.

8. Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. – М., 1964.

Источник: https://forpsy.ru/works/kursovaya/issledovanie-emotsiy-v-otechestvennoy-psihologii/

9. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2018. - 159 с.

10. Баньковская, Н. И. Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности со смысловыми образованиями личности школьника [Текст] / Н. И. Баньковская // Известия ТулГУ. Гуманитарныенауки. - 2020. - № 1-1. - С.421-430.

11. Безюлева, Г. В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога / Г.В. Безюлева // Профессиональное образование. - 2015. - № 12. - С. 24-25. 

12. Белик, A. A. Культура и личность /А.А. Белик. - М.: РГГУ, 2020. - 370 с. 

13. Белкин, A. C. Витагенное образование в системе педагогического знания: витагенная концепция личности / A.C. Белкин, Н.О. Вербицкая // Педагогическое образование в России. - 2017. - №1(1) . - С. 26–32.

14. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 2011.

15. Боликова, Л. Ю., Сильнова, Ю. А. Формирование духовно-нравственных установок у школьников [Текст] / Л. Ю. Боликова, Ю.А. Сильнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 2 (34). - С.121- 126.Баньковская, Н. И. Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности со смысловыми образованиями личности школьника [Текст] / Н. И. Баньковская // Известия ТулГУ. Гуманитарныенауки. - 2017. - № 1-1. - С.421-430.

16. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум: учеб.пособие для вузов [Текст] / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. - М. : Феникс, 2017. – 284 с.

17. Вардомацкий, А. П. Сдвиг в ценностном измерении / А.П. Вардомацкий // Социологические исследования. - 1993. - №4. - С.46-55. 

18. Василенко, В. А. Ценности и ценностные отношения / В.А. Василенко // Проблемы ценности в философии. - М.- Л.: Наука, 1966. - С. 41-56. 

19. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: Монография / Ф.Е. Василюк. - М., 1984. – 200 с.

20. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 2009. – 536 с.

21. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С.256-269.

22. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект. Рос. акад. образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2019. – 29 с.

23. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., Политиздат, 1978 – 272 с.

24. Иванова, З. И. К вопросу формирования ценностно-смысловых компетенций / З. И. Иванова, У. О. Мишанина, Н. Л. Гагаринова // Вавиловские чтения - 2008 : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию Саратовского госагроуниверситета, Саратов, 26–27 ноября 2008 года / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; ФГОУ ВПО "Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова". – Саратов: ИЦ "Наука", 2018. – С. 325-327.

25. Исаева, Т. Е. Ценностно-смысловая основа компетенций / Т. Е. Исаева // Актуальный вопросы филологии. Теория и методика преподавания иностранных языков : межвузовский сборник научных статей / Министерство образования и науки РФ, Ростовский институт иностранных языков; отв. ред. Г.Г. Нестеров. – Ростов-на-Дону : Ростовский институт иностранных языков, 2016. – С. 220-230.

26. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. – М., 1971.

Источник: https://forpsy.ru/works/kursovaya/issledovanie-emotsiy-v-otechestvennoy-psihologii/

27. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании : виды, детерминанты и изменения во времени [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С.13-25.

28. Мордовцева, Т. В. Основные идеи диалогики В.С. Библера / Т. В. Мордовцева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2013. – № S4. – С. 21-32.

29. Мороз, А. В. Ценностно-смысловые компетенции в системе современного российского образования / А. В. Мороз, А. И. Коновалова // XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : Материалы конференции, Нижневартовск, 06–07 апреля 2021 года / Под общей редакцией Д.А. Погонышева. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. – С. 384-387.

30. Назаренко, В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе / В.М. Назаренко. - М., -2014. 

31. Наумова, И. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения : учеб. пособие [Текст] / И. Ф. Наумова. - М. : Наука, 2020. - 99 с.

32. Нестеренко, И. Е. Психолого-дидактические особенности формирования смысловых установок старшеклассников в учебном процессе [Текст] : автореф. дис. … кан. психол. наук : 19.00.07 / И. Е. Нестеренко ; Юж. федер. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2019. – 198 с.

33. Осмоловская И. М. И. Я. Лернер о процессе обучения: современное прочтение // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/i-ya-lerner-o-protsesse-obucheniya-sovremennoe-prochtenie (дата обращения: 20.01.2022).

34. Поздняков Е.Н., В. С. Ценностно-смысловой подход к нравственному воспитанию учащихся и принципы его реализации [Текст] / Е. Н. Гончарова, В. С. Поздняков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - С.811-815.

35. Прояненкова, Л. А. Ценностно-смысловое отношение как компонент экспериментальной компетенции / Л. А. Прояненкова, В. А. Нгуен // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых : Материалы ХIII Международной научной конференции, Москва-Иваново-Шуя, 25 сентября 2020 года. – Шуя: Ивановский государственный университет, 2020. – С. 99-102.

36. Раскачкина Е.В. Ценностно-смысловые компетенции личность как интегративная категория современной педагогической теории и практики // Сибирский педагогический журнал. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-kompetentsii-lichnosti-kak-integrativnaya-kategoriya-sovremennoy-pedagogicheskoy-teorii-i-praktiki (дата обращения: 25.01.2022).

37. Сафиуллина, Р. И. Особенности ценностно-смысловой сферы школьников как педагогическая проблема [Текст] / Р. И. Сафиуллина // Филология и культура. - 2014. - № 2 (36) .- С. 282-288.

38. Селевко, Г. К. Классификация образовательных технологий / Г. К. Селевко // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 4. – С. 87-92.

39. Современное образование как открытая система : коллективная монография / В. И. Андреев, Г. А. Андрианова, В. П. Андрущенко [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Юнити-Дана", 2018. – 576 с.

40. Соловцова И. А. Духовное воспитание школьников: аспект ценностносмыслового взаимодействия [Текст] / И. А. Соловцова, Е. А. Сиротина // Вестник ПСТГУ : Педагогика. Психология. - 2017. - № 47. С. 32-43.

41. Теплякова, О. А. Содержание ценностно-смысловых компетенций в современном образовании / О. А. Теплякова // Формирование социально-личностных компетенций субъектов образовательного процесса в условиях современной социокультурной среды (региональный аспект), Тюмень, 15–16 марта 2012 года. – Тюмень: Печатник, 2012. – С. 21-24.

42. Филиппова, Т. В. Становление ценностно-смысловой компетенции, как основы миропонимания / Т. В. Филиппова // Профильная школа. – 2016. – Т. 4. – № 2. – С. 49-52. – DOI 10.12737/19626.

43. Харисова Л. Р. Развитие и формирование ценностно-смысловой компетенции в процессе обучения иностранному языку // Вестник КазГУКИ. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-formirovanie-tsennostno-smyslovoy-kompetentsii-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 20.01.2022).

44. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет журнал «Эйдос». – 2015 – 12 декабря. [электронный ресурс]. – [2011]. Режим доступа: http: www. eidos.ru/journal /2005/1212.html

45. Хуторской, А. В. Педагогический основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения / А. В. Хуторской // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 5(80). – С. 7-15.

46. Шиканова, А. Н. Социолого-педагогический аспект формирования ценностно-смысловой компетенции как интеграционного процесса в высшем образовании / А. Н. Шиканова, О. Ф. Киреева // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2020. – Т. 5. – № 4. – С. 70-80.

47. Шилина Т. А. Формирование ценностных компетенций у школьников через интеграцию содержания предметов [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – 2019. URL: https://nsportal.ru / nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie –tekhnologii /2019/11/22/formirovanie-tsennostnykh.

48. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 20189 — 319 с. — (Серия : Авторский учебник).

Приемом этической беседы для формирования ценностно-смысловых установок школьников может быть диспут как целенаправленный спор между участниками на определенную тему. Главным условием диспута является предмет спора, а именно нравственная проблема, выдвинутая самими участниками. Во время диспута сталкиваются противоположные точки зрения, обсуждаются и сопоставляются различные мнения, а следовательно формируются ценностно-смысловые установки школьников.
Проанализировав существующие методы воспитания, применимые для формирования ценностно-смысловых установок школьников, мы сделали вывод, что традиционные методы личностного развития школьников, в том числе формирования у них ценностно-смысловых установок, направлены на передачу социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающимся при помощи трансляции и привития правил и норм общественной жизни [Шилина, 2019]. О