Динамика адаптации функциональных систем обучающихся среднего школьного возраста к физическим нагрузкам различной интенсивности

Цель исследования: оценка и оптимизация адаптации функциональных систем, обучающихся среднего школьного возраста при физических нагрузках различной интенсивности
Author image
Timur
Тип
Доклад
Дата загрузки
24.10.2022
Объем файла
2084 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
За последние 7 лет было проведено огромное количество исследований в области здоровья людей, проживающих, работающих на предприятиях, территориально расположенных в районах крайнего Севера. Согласно заключениям данных исследований, количественные показатели здоровья коренных жителей, а также мигрантов, существенно отличаются от общепринятых норм, установленных раннее, относительно воздействующим климатическим условиям на организм людей, проживающих на данной территории [1, 2, 3, 4, 6].
На данный момент происходит ухудшение деятельности сердечно – сосудистой системы, ухудшаются физиологические показатели деятельности дыхательной системы в связи с проявлениями различного рода заболеваний. Это обуславливается перестройкой организма человека, степенью его приспосабливаемости к изменяющимся условиям окружающей среды, истощением ресурсных возможностей, а также регуляторных механизмов и функциональных систем. Всё чаще начинают проявляться заболевания опорно – двигательного аппарата у Северян [4, 5, 18]. Согласно исследованиям, систематически проводимым с 2005 года, можно проследить статистику большей степени обращения людей, в северных регионах в медицинские учреждения по причине заболеваемости, чем в более тёплых городах по климатическому признаку. Данный показатель разнится в 15 % и постоянно данный разрыв набирает положительную динамику [1, 2, 25, 27].

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4

ГЛАВА I. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (обзор литературы) 10

1.1. Проблема состояния здоровья детей, посещающих МБОУ в неблагоприятных условиях Севера …………………………………… 10

1.2. Существующие проблемы в области современного образования учащихся и пути решения проблемы адаптации детей школьного возраста в различных климатических условиях…………………. 15

1.3. Функциональные особенности организма детей среднего школьного возраста………………………………………………… 22

1.4. Механизмы адаптации функциональных систем организма детей среднего школьного возраста в процессе систематических занятий физической культурой……………………………………………... 24

ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27

2.1. Организация научного исследования……………………………. 27

2.2. Описание методов исследования………………………………… 29

2.3. Статистическая обработка материалов исследования…………. 33

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 35

3.1. Показатели заболеваемости детей, посещающих МБОУ на территории города Сургута………………………………………….. 35

3.2.Динамика показателей функционального состояния детей школьного возраста, обучающихся по разработанной программе в течение двух лет исследования: 2019 - 2020; 2020 2021………………………………………………………………………. 40

3.3. Динамика показателей функционального состояния организма школьников в зависимости от программы двигательной активности, реализуемой в образовательной деятельности исследуемых групп. 43

Заключение…….………………………………………………………. 56

Список использованной литературы……….………………………… 61

Список сокращений…………..……………………………………….. 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авезова Г. С. Часто болеющие дети: распространённость и факторы риска / Г. С. Авезова, С. М. Косимова // European research. - 2017. - С. 79-80.

2. Александров А. А. Оценка состояния здоровья школьников г. Мурманска / А. А. Александров, И. В. Звездина, М. Б. Котова // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского – 2015. – С. 170-175.

3. Ашурова Н. А. Сравнительная характеристика частоты патологии ЛОР органов среди детей школьного возраста / Н. А. Ашурова, З. И. Туксанова, Ш. Ш. Тиллаева // Педиатрический вестник Южного Урала – 2015. – С. 27-28.

4. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. М.: Союз педиатров России. 2006. 412 с. 

5. Башкатова Ю. В. Общая характеристика функциональных систем организма человека в условиях Ханты-Мансийского автономного округа Югры / Ю. В. Башкатова, В. А. Карпин // Экология человека. – 2014. - С. 9-16.

6. Бубнова О. А., Ланин Д.В., Горшкова К.Г. [и др.]. Иммунная система и ее генетические ассоциации у детей при комбинированном внешнесредовом воздействии // Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2014. № 3 (1). с. 60 - 63.

7. Вишняков Н. И. Распространённость инфекционной заболеваемости среди детей и подростков Северо-Западного федерального округа / Н. И. Вишняков, Л.В. Кочорова, И. Г. Самойлова // Экология человека – 2019. - № 5. - С. 56-59.

8. Гбоу впо Первый мгму им. И.М.Сеченова «Кафедра пропедевтики детских болезней» Учебно – методическое пособие по пропедевтике детских болезней (для студентов педиатрического факультета) Органы дыхания.- Москва -2013,- 87 стр.

9. Гондарева Л. Н. Роль экологических условий в формировании функциональных систем у детей с разным уровнем двигательной активности / Л. Н. Гондарева, Е. Ю. Лагутин // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье – 2015. - №4. – С. 93-101.

10. Грибанов А. В. Возрастная динамика морфофункционального состояния сердца у школьников Севера / А. В. Грибанов, И. Н. Малофеевская // Экология человека – 2011. - С. 25-30.

11. Грицинская В. Л., Салчак Н.Ю., Санчат Н.О., Омзар О. С. Комплексная оценка физического развития детей Республики Тыва // Acta Biomedica Scientifica. № 3 (91). Часть 2. 2013. С. 60 - 62.

12. Гудинова Ж. В.Оценка качества информации о здоровье детей в России: межрегиональные сравнения и классификация / Ж. В. Гудинова, Г. Н. Жернакова, С. С. Болотова  // Гигиена и санитария – 2015. - №3. – С. 77-82.

13. Доева А. Н. Характеристика физического состояния школьников города Владикавказа / А. Н. Доева, З. А. Гагиева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки – 2019. - №2 (241). – С. 17-20.

14. Еськов В. М. Экологические факторы Ханты-Мансийского автономного округа Ч. II. Безопасность жизнедеятельности человека на севере РФ / В. М. Еськов, О. Е. Филатова, В. А. Карпин // Самара: Офорт - 2004. – 172 с.

15. Ефимова Н. В. Характеристика состояния здоровья подростков Иркутской области, проживающих в различных экологических условиях / Н. В. Ефимова, И. В. Мыльникова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук – 2015. - №5(2). – С. 362-367.

16. Заплатников А. Л., Гирина А. А., К проблеме «Часто болеющих детей» // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. № 4 (15). 2015. С. 215 – 221.

17. Захарова И. Н., Горяйнова А. Н., Короид Н. В., Торшхоева Л. Б., Лагадзе И. Б.Терапия острых респираторных инфекций у детей: что нового? // Педиатрическая фармакология. 2014. №1. с. 31 - 36.

18. Земляной Д. А. Состояние здоровья школьников Санкт-Петербурга, занимающихся в спортивных секциях / Д. А. Земляной, А. А. Антонов, И. В.Александрович // Педиатр – 2019. - №10(1). – С. 65-70.

19. Изаак С. И. Всероссийский мониторинг физического состояния детей, подростков и молодежи России: основные направления работы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Москва, 2004. № 3. С. 20. 

20. Калб Т.Л. 2001. Проблемы нарушений осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции //Вестник новых медицинских технологий. № 4, 62¬ - 64.

21. Капилевич Л.В., Кабачкова А.В. Спортивная медицина. Практикум. Томск : ТГУ, 2009. 84 с.

22. Карпова Л. С. Анализ эпидемии гриппа 2016 года и пандемии 2009 года по материалам двух национальных центров ВОЗ в Российской Федерации / Л. С. Карпова, Н. М. Поповцева, Т. П. Столярова// Эпидемиология и вакцинопрофилактика  – 2016. - №4 (89). – С. 4-12.

23. Кильдиярова Р. Р., Макарова В. И. 2017. Пропедевтика детских болезней: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа. 520 с.: ил.

24. Ким Н.В. Методическая разработка для самоподготовки студентов. Дисциплина: «Педиатрия». Специальность: «Лечебное дело». «Сестринское дело». «Анатомо – физиологические особенности органов и систем у ребенка».г. Южно – Сахалинск. – 2010.-34 с.

25. Кондакова О. Э. Психофизиологические и адаптивные характеристики детей и подростков, проживающих на крайнем Севере / О. Э. Кондакова, С. Н. Шилов, В. И. Кирко // Журнал Сибирского федерального университета. Биология – 2017. - №10(3). – С. 312-322.

26. Конуркина Н. С. Технологии изучения показателей здоровья подростков г. Красноярска / Н. С. Конуркина, А.А. Васильева // Смоленский медицинский альманах – 2015. - №1(1). – С. 127-128.

27. Крученок О.И., Сабитова Р. И. 2014. Оздоровление детей специальной медицинской группы с заболеваниями органов дыхания //Физическая культура, спорт, туризм: научно¬ - методическое сопровождение: матер. Всерос. науч.¬практ. конф. с междунар. участием. Пермь, 171-¬174.

28. Лучанинова В.Н., Транковская Л.В., Косницкая Е.А. Оценка уровня адаптационных возможностей детей с использованием современной автоматизированной технологии. // Социальная педиатрия и организация здравоохранения. 2008. № 5 том 7. 5 с.

29. Миролюбова Д. Б. Закономерности и формирующие факторы заболеваемости детей в начале XXI века / Д.Б. Миролюбова // Российский педиатрический журнал – 2017. № 20 (4).– С. 232-237.

30. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2010. – 192 с.

31. Нетребко О.К. 2011. Ожирение у детей: истоки проблемы и поиски решений // Педиатрия. № 6, 104 -¬ 113.

32. Нифонтова О. Л. 2006. Эколого-географическая характеристика среднего Приобья. Экология человека, 9: 3-7.

33. Нифонтова О. Л. Эколого - географическая характеристика среднего Приобья / О. Л. Нифонтова // Экология человека – 2006. -№9. – С.3-7.

34. Нифонтова О. Л., Привалова А. Г., Соколовская Л. В. Функциональные показатели сердечно - сосудистой системы школьников Югры // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 9. 14 с.

35. Онищенко Г. Г, Ежлова Е. Б., Мельникова А. А. [и др.] Cанитарно - эпидемиологическое благополучие детского населения Российской Федерации //Педиатрическая фармакология. 2013; 10 (2): 10–18.

36. Осин М. В.Оценка умственной и физической работоспособности детей 12 лет проживающих в условиях Севера / М.В. Осин // Инновационная наука – 2018. - №12.- С. 12-15.

37. Паршикова Н. В., Изаак С. И. Разработка стратегического прогноза развития физической культуры и массового спорта на период до 2030 года // Человеческий капитал. 2016. № 4 (88). С. 10-12.

38. Пашева Л. А., Преснякова Н. Б., Караулов А. В., Новиков В. В. Уровень растворимых дифференцировочных молекул клеток иммунной системы в сыворотке крови детей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2011. №2. с. 98-102. 

39. Петрова П. Г. Влияние экологических факторов среды на состояние здоровья детей города Якутска / П. Г. Петрова, Н. В. Борисова, С. В. Маркова, Л. К. Туркебаева, Л. А. Степанова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки – 2016. - №2(03). – С. 12-18. 

40. Поляков, С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 96 с.

41. Попова О. Н. Морфофункциональные особенности дыхательной системы у северян обзор / О. Н. Попова, А. Б. Гудков // Экология человека – 2009. – C. 53-58.

42. Синявский Н.И., Фурсов А. В. Выполнение школьниками нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Теория и практика физической культуры. № 8.  2017. С. 94-95. 

43. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. М.: Терра - Спорт, Олимпия Пресс, 2015. - 620 с.: ил. 

44. Стрельченко В. Ф. О профессиональной деятельности учителя физической культуры / В. Ф. Стрельченко, Л. Н. Коваль, Е. Н. Алексеева // Научно-исследовательские публикации – 2014. - №9(13). – С. 34-39.

Следующим этапом работы являлось выявление образовательных учреждений, в которых параллельно с основной общеобразовательной программой по физическому развитию, ведётся реализация дополнительных образовательных программ, в том числе и занятий в плавательном бассейне [21]. В процессе систематизирования полученных результатов исследования, было выявлено, что из 40 общеобразовательных учреждений (школьное образование), лишь в 25 проводятся дополнительные занятия по физическому развитию, и лишь в 7 систематически проводятся занятия по плаванию. На рис. 2 представлена сравнительная характеристика индексов здоровья учащихся образовательных учреждений, реализующих дополнительное образование в области физического развития (d), и не реализующих (c). Наиболее высокие показатели индексов здоровья выявлены у второй исследуемой группы (d: 71,6-83%). Это связано с тем, что двигательная активность этих детей, в совокупности с занятиями в плавательном бассейне, дающими закаливающий эффект приносит наибольший положительный эффект, нежели в результате реализации лишь общеобразовательной программы (c: 65,7-77,4%). При этом необходимо отметить, что в течение проведения исследования динамика исследуемой группы d имела прогрессирующий характер, в отличие от группы c, находившейся на момент начала и конца проведения исследования на одном и том же уровне.