Характер как психический феномен и особенности его формирования

Цель исследования – охарактеризовать особенности характера как психологического феномена и специфики его формирования
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.10.2022
Объем файла
159 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Данная работа посвящена характеру как психологическому феномену. В особенности внимание будет уделено тому, как формируется характер, а происходи это в детском, подростковом возрасте. Подростковый возраст – это период становления характера, связанный с формированием большинства характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, поскольку отсутствует сглаженность черт характера, их компенсация посредством жизненного опыта [11, c. 87]. У подростков тип акцентуации характера определяет многое — в частности, речь идет об особенностях транзиторных нарушений поведения («пубертатные кризы»), острых аффективных реакциях и неврозах (это и их картина, а также вызывающие их причины). Тип акцентуации также в значительной мере участвует в определении отношения подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительного характера.  
Проблема акцентуации характера весьма актуальна в рамках социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что за счет формирования новых рыночных отношений в нашей стране преобразуются важнейшие институты социализации – семья, школа, прежде всего, это отражается на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, степень его духовного и нравственного благополучия, культурного и экономического развития. Молодому поколению свойственно особенно остро и болезненно реагировать на конфликтные социальные ситуации. Соответственно, молодежь нуждается в особой психологической и педагогической поддержке. 

Оглавление

Введение 3

1.Характер личности и акцентуации характера: теоретическая основа исследования 5

1.1.Сущность определений характера 5

1.2.Развитие представлений о характере в психологии 10

1.3.Факторы, влияющие на формирование характера 19

Выводы по первой главе 23

2.  Методики исследования 25

Выводы по второй главе 27

Заключение 28

Список использованных источников 29

Список использованных источников

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. -СПб, 2008 г. – 320 с.

2. Алферов, А.Д. Психология развития школьников. Учебное пособие по психологии / А.Д. Алферов. – Ростов Н/Д: изд–во «Феникс», 2001. – 384с.

3. Ананьев Б.Г. Структура личности.// Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2000.

4. Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Психотерапия, 2006. –  288 с.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. - М.:Просвещение,1995. – 356 c.

6. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. -СПб, 2002. -160 с.

7. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1997. - 496 с.// http://www.pedlib.ru/Books/1/0366/1_0366-1.shtml

8. Вдовиченко А.А., Иванов Н.Я., Озерецковский С.Д. Эйдемиллер Э.Г. Об оценке склонности к делинквентности при разных типах психопатий и акцентуаций характера у подростков. – В кн.: Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1987. - 240 с.

9. Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. - 504 с.  

10. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 5_е изд. стереотипн.—М.: Магистр: ИНФРА_М, 2014.—576 с. – с.437-484.

11. Вовин Р.Я., Аксенова И.О. Затяжные депрессивные состояния.— Л.: Медицина, 1982. - 211 с.

12. Волков Б.С. Психология подростка. Учебное пособие для вузов. -М.: «Академический Проект»; «Гаудеамус», 2009 г. - 250 с.

13.   Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. — М.: Дело, 2016. — 272 с. – С. 147-163.

14. Ковалев В. В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики — В кн.: Психогигиена детей и подростков. М., Медицина, 1985. - 167 с.

15. Кон, И.С. Как построить свое «Я». -М.: Политиздат, 1991.  - 218 с.

16. Коркина М.В. ,Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия. – М.: МЕДпресс – информ, 2004. - 320 с.

17. Курек, Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – Спб: Алетейя, 2001. – 220 с.

18. Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис. -М.: Генезис, 2004. - 180 с.

19. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. – 544 с.

20. Леонтьев А.Н. Индивид и личность.// Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2000.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

22. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, Per Se, 2000. - 208 с.

23. Личко, А.Е. Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера / Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.– С. 111–241.

24. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград, «Медицина, 1983. - 255c.

25. Личко А.Е., Озерецковский С.Д. Особенности клиники и течения шизоаффективных психозов у подростков. //Журнал невропатология и психиатрия, 1980. -С. 52-57

26. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер Пресс, 2014. – 582 с.  

27. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития Учебное пособие. - М., 2010.  - 382 с.

28. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие. М: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. -280 с.

29. Немов Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – М.: КноРус, 2014. – 718 с.

30. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Ред. А.Е.Личко, Н.Я.Иванов. — Л.: изд. инст. им. Бех-терева, 1976.

31. Попов Ю.В. Этапы и систематика психопатий и психопатоподобных расстройств непсихотического характера у подростков (многолетнее исследование).— Журнал невропатология и психиатрия, 1985. - 218 с.

32. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., МГУ, 1982. - 288 c.

33. Северный А.А. Клинико-психопатологический анализ так называемой юношеской астенической несостоятельности. - Журнал невропатология и психиатрия, 1985. - 200 с.

34. Справочник по психологии детей и психиатрии детского и подросткового возраста/под ред. С.Ю. Циркина; Ассоциация детских психиатров и психологов – Спб: Питер, 2001. – 752 с.

35. Старшенбаум Г.В. Энциклопедия начинающего психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 347 с.  

36. Тутушкина М.К. Практическая психология. СПб., 1998. 336 с.

37. Цуцульковская М.Я., Извольский С.А., Бильжо А.Г., Копейко Г.И. Ранняя диагностика, разновидности исходов и прогноз юношеской шизофрении, дебютирующей сверхценными расстройствами типа «метафизической интоксикации» (данные отдаленного катамнеза). – Журнал невропатоогия и психиатрия 1986.

38. Шейнина Н.С. К вопросу о предвестниках шизофрении.— В кн.: Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. Л., 1986.

39. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. – М., 1997. - 320 с.

40. Шуманов В.М., Скобло Г.В. Факторы, способствующие дезадаптации во время школьного обучения в преморбидном периоде больных шизофренией.— В кн.: Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. Ташкент, 1984.

Что касается природы человека и назначения, то представители деятельностного подхода утверждают, что активность и назначение не являются наследственно обусловленными в большей мере, а значит, природа человека, его психика и характер корректируются в зависимости от социума, ближайшего окружения. Личность усваивает социальный опыт в ходе предметной деятельности. Относительно соотношения биологического, психического, социального начал в структуре личности человека возможно говорить о существовании следующих точек зрения. В первую очередь, эти начала могут выступать совершенно независимо. Также возможен вариант, когда психическое следует на биологическим, наконец, психическое может восприниматься в качестве надуманного и реально не существующего начала, поскольку психические процессы объяснимы с позиции физиологии. Наконец, психическое является прямым следствием социального, а биологическое начало рассматривается в качестве предпосылки психического 
Комплексный подход к изучению личности, сформулированный Б.Г. Ананьевым, выступает в качестве одного из методологических оснований социальной психологии личности. Основное внимание в рамках данного подхода было уделено социально-психологической составляющей, причем, её значимость повышается при переходе от исследования человека как индивида к исследованию его в качестве субъекта [3, c. 50-51].