Социально-педагогическое консультирование подростков по вопросам взаимоотношений со сверстниками
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время много ученых уделяют особое внимание проблеме межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда таких наук, как философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики. Особый интерес у ученых вызывают вопросы о специфических особенностях межличностных отношений среди подростков, о механизмах их формирования и развития. Зачастую это связано с тем, что подростковый возраст – это тот период жизни, в котором проблема внутригруппового общения стоит наиболее остро, так как в данном возрасте общение со сверстниками - одна из ведущих потребностей. Трудности самораскрытия, недоверие к людям, высокая тревожность, конфликтность, неумение управлять своими эмоциями – это те трудности, которые зачастую возникают при общении подростков с окружающими.
Подростковый возраст охватывает период жизни человека от 11 до 18 лет. Будучи по своему содержанию, подростковый возраст бывает переходным и критическим и подразумевает переход к взрослой жизни, а особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Одна из главных тенденций переходного возраста — переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими. Роль эмоциональной функции общения проявляется в двух аспектах: в приобретении опыта эмоциональных отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающей действительности.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты социально-педагогического консультирования подростков по вопросам взаимоотношений со сверстниками 6
1.1. Методы и приемы социально-педагогического консультирования 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста 12
1.3. Особенности межличностных отношений в подростковой среде 17
2. Экспериментальное изучение социально-педагогического консультирования подростков по вопросам взаимоотношений со сверстниками 23
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования 23
2.2. Разработка и реализация программы психологического консультирования подростков по вопросам взаимоотношений со сверстниками 32
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2011 — 496 с.
2. Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. —— Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999. — 208 с.
3. Баранова Э. А. Введение в детскую психологию: Учеб. пособие — СПб.: Изд–во Речь, 2011.- 176 с.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Изд – во Дом «Нева» 2012, М.: Олма – пресс, — 512 с.
5. Бодалев, А.А. Психология общения. Избранные психологические труды/ А.А. Бодалев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. — 320с.
6. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. — СПб.: Изд–во Союз, 2012. – 160 с.
7. Боровкова, Н.Н. Педагогика и психология: альбом структурно-логических схем: учеб.пособие / Н.Н. Боровкова, А.А. Камышев. – СПб.: Береста, 2011. – 108с.
8. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники /И.В. Вачков.- М.: Ось-89, 2012. — 89 с.
9. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2013. — 320с.
10. Волков,Б. С. Психология подростка / Б.С. Волков. — М.: Педагогическое общество России, 2011. – 160с.
11. Выготский, Л.С. Психология/ Л. С. Выготский. — М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2012. — 1007с.
12. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина; под ред. О. Я. Гойхмана. — М.: Инфра-М, 2013. — 269с.
13. Гурова, Е. В. Психология развития и возрастная психология. — М.: Изд – во Аспект –пресс, 2014.- 174с.
14. Дебес, М. Подросток / М. Дебес — СПб.: Изд–во Питер, 2014.- 127с.
15. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.- ИНФРА- М, 2012.- 768с.
16. Елизаров, А.Н .Психологическое консультирование семьи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Н. Елизаров. - Изд. второе, перераб. и доп. - Москва : Ось-89, 2005. - 399 с
17. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард.- СПб.: Изд – во «Питер», 2011.- 464 с.
18. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб.пособие / Е.И. Изотова. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 288с.
19. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. — СПб: Изд–во Питер, 2013. – 240 с.
20. Карл Р. Роджерс ; пер. с англ. М. М. Исениной ; общ. ред. и предисл. [с.5-33] Е. И. Исениной
21. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 - 295 с.
22. Колесников Г. И. Основы психологической профилактики и психологической коррекции. — Ростов н/Д.: Изд – во Феникс, 2011.- 185с.
23. Колесов, Д. В. Современный подросток /Д.В. Колесов. — М.:Московский психолого – социальный институт Флинта, 2011.- 200с.
24. Коломинский, Я.Л. Психология общения / Я.Л. Коломинский. – М.: Наука, 2012. – 200с.
Для того что бы убедиться в эффективности применяемых методов работы с подростками по вопросам взаимоотношений со сверстниками, был проведен контрольный эксперимент. Для проведения контрольного эксперимента были взяты те же методики «Методика социометрических измерений» Дж. Морено.
Также была проведена беседа на тему: «Взаимоотношения с одноклассниками». Беседа с подростками показала, что поведение детей заметно улучшилось. Ребята стали реже конфликтовать, всё чаще стараются выслушать, а затем и выполнять предложенное поручение или задание. Активно взаимодействуют со сверстниками в классе.
На контрольном этапе исследования по «Методике социометрических измерений» Дж. Морено было так же задано 3 вопроса.
По первому вопросу «Методика социометрических измерений» Дж. Морено, определяющего деловые предпочтения, партнерство, были получены следующие результаты. Ответы на первый вопрос экспериментальной группы контрольного этапа исследования «Методика социометрических измерений» Дж. Морено представлены в Приложении №15.