Методология и методы психолого-педагогических исследований
Введение
Личность – тайна одного, любовь – тайна двух, а всеобщий коллектив как исторический организм, вечно стремящийся себя утвердить, - это тайна не одного, не двух и не трех, а тайна всего человечества. А.Ф. Лосев
Можно сказать, что межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы. Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека.
Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на имеющиеся у него представления об оценках значимых других.
Не случайно были созданы и до сих пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории, в которых важнейшее значение для всех личностных составляющих приписывается межличностным отношениям.
Выбранный мной вопрос для исследования весьма актуален. Объясняется это необходимостью овладения набором методик для изучения межличностных отношений и наиболее эффективных методов психокоррекции этих отношений, среди которых можно выделить психологическое консультирование, тренинги общения, дискуссии и другие.
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений 7
1.1. Психодиагностика как наука и практика 7
1.2. Сущность межличностных отношений 10
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Исследование и коррекция межличностных отношений 16
2.1. Обзор методов и методик межличностных отношений 16
2.2. Коррекция межличностных отношений в начальной школе 24
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Список литературы
1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: 2000. – 440 с.
2. Бурлач Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов.2-е издание. -СПБ: Питер 2015-384 с.: ил. (серия учебник для вузов)
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 72 с.
4. Гуревича К.М. и Е.М. Борисовой. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой (Электронный ресурс). – Режим доступа: URL https://pedlib.ru/Books/6/0425/6_0425-174.shtml, свободный. Дата обращения 04.04.2022.
5. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. (электронный ресурм). – Режим доступа: URL
https://www.phantastike.com/psychodiagnostic_systems/interpersonal_relations/pdf/, свободный. Дата обращения 02.04.2022.
6. Игнатова Е. С. Психодиагностика. учеб. пособие / Е. С. Игнатова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 1 Мб; 94 с. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL
http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/ignatova-psykhodiagnostika.pdf, свободный. Дата обращения 27.03.2022.
7. Ильин Е. П. И46 Психология общения и межличностных отношений. — СПб: Питер, 2009 — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
8. Копылова Анна Юрьевна. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: URL http://festival.1september.ru/articles/584684/, свободный. Дата обращения 05.04.2022.
9. Лошкарёва, Н. А. Изучение межличностных отношений учащихся начальной школы. Режим доступа: URL http://festival.1september.ru/articles/418916/, свободный. Дата обращения 26.03.2022.
10. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/13.php, свободный. Дата обращения 26.03.2022.
11. Наумова, М. Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста методами арт-терапии. Режим доступа: URL http://sociosphera.com/publication/journal/2013/3085/korrekciya_mezhlichnostnyh_otnoshenij_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta_metodami_artterapii/, свободный. Дата обращения 05.04.2022.
12. Пастухова, Т. А. Коррекционная работа в начальной школе. Журнал «Педагогический мир». Режим доступа: URL http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=22925, свободный. Дата обращения 03.04.2022.
13. Попова, Т.А., Пузырёва, Л. О. Психология делового общения: учеб. пособие /Т. А. Попова, Л. О. Пузырёва; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. − 168 с.
14. Райгородский Д.Я.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М, 2011. - 664 с.
15. Рукавишников А.А. (ОМО). Опросник межличностных отношений (Электронный ресурс). Режим доступа: URL http://gcpmss.ru/files/pdf2017/mezhlichnostnie_otnosheniya.pdf?ysclid=l1l63ri4a7, свободный. Дата обращения 04.04.2022.
16. Тютюнник Е.И. Рабочая программа дисциплины Психодиагностика по образовательной программе 37.03.01 Психология. (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL
http://www.psysocwork.ru/fileadmin/_migrated/content_uploads/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_03.pdf, свободный. Дата обращения 01.04.2022.
17. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 490 с.
18. Хафизова, Э. И. Методы коррекции межличностных нарушений в младшем школьном возрасте. Режим доступа: URL http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/4122.pdf, свободный. Дата обращения 05.04.2022.
CPI является, по мнению ведущих психологов Запада, на сегодняшний день лучшим опросником такого типа, направленным на диагностику личностных свойств, влияющих на межличностные отношения. [12]. Можно сказать, что для понимания межличностного поведения индивида недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Личность активна, и ее отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и решения в той или иной форме новых творческих задач. На психологическую диагностику субъективного отражения межличностных отношений и направлены методики, среди которых особое место занимает методика тематической апперцепции. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений возникли как ответ на запросы прикладных областей психологии - индивидуальной и семейной психологических консультаций, в которых для достижения практических целей необходимо познание субъективного мира человека. Большинство этих методик - проективные. Примером такой методики является FPI - методика исследования межличностных отношений в семье (J. Howells, J. Lickowish, 1967), которую можно использовать для исследования как взрослых, так и детей. Полный вариант теста составляет 40 сцен из семейной жизни. Возраст изображенных в этих сценах детей: 7 - 12 лет.