Влияние взаимодействия родителей и детей в семье на личностное развитие ребёнка

В данной курсовой работе проанализирована педагогическая и психологическая литература по вопросу влияния родительских отношений на развитие личности ребёнка. Рассмотрены основные психологические подходы к решению проблемы.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
22.10.2022
Объем файла
74 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Изучение детско-родительских отношений чрезвычайно важно как для понимания факторов, влияющих на формирование личности ребенка, так и для организации учебной практики. О значении этой проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не игнорировали эту проблему, рассматривая отношения между родителями и детьми как важный источник развития ребенка.
В 1930-е годы наблюдался всплеск исследований в области воспитания детей. В настоящее время в зарубежной психологии накоплен богатый исследовательский опыт по теме детско-родительских отношений. В российской психологии статистика скромнее, поэтому учителя и родители испытывают определенный недостаток информации по этому вопросу.
Особая роль в развитии ребенка, его эмоциональной и личностной сфере традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка как на ранних, так и на поздних этапах развития. В процессе постоянног

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Основные понятия и подходы в детско-родительских отношениях 5

1.1. Родительские представления и установки 5

1.2. Детерминанты родительского отношения 9

2.Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребёнка 21

2.1. Влияние родительской заботы и контроля на личностное развитие ребёнка 21

2.2. Родительское отношение как фактор формирования детской самооценки 28

2.3. Взаимодействие школы и семьи 31

Заключение 37

Список использованной литературы 38

Список использованной литературы

1. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия отношения к себе ребёнка младшего школьного возраста. [Текст] / Т.В. Архиреева. - М.,1990.

2. Бандура А. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. [Текст] / А.Бандура. - М.,2000.

3. Баркан А. Практическая психология для родителей. [Текст] / А.Баркан. - М., 1999.

4. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца. [Текст] / Т.Бауэр. - М., 2005.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. [Текст] / Э.Берн. - Л., 2002.

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. [Текст] / Р.Бернс. - М.,1989.

7. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. [Текст] / А.Я.Варга. - М.,1998.

8. Выготский Л.С. Детская психология. [Текст] / Л.С.Выготский. - М.,1984.

9. Гаврилова Т.Н. О типичных ошибках родителей в воспитании детей. [Текст] / Т.Н.Гаврилова. 1991.

10. Жугина Т.Н. Восприятие детьми 6 – 7 лет стиля материнского отношения. [Текст] / Т.Н.Жугина. - 1996.

11. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. [Текст] / А.И.Захаров. - Л.,1998.

12. Козловская Г.В. Нарушения психического развития у детей в условиях шизофреногенной семьи. [Текст] / Г.В.Козловская. - М.,2002.

13. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. [Текст] / Н.Т.Колесник. - М.,1999.

14. Копыль О.А., Бас Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству:выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребёнка. [Текст] /  О.А.Копыль, Л.Л.Бас, О.В.Баженова. 1999.

15. Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослыми на отношение к нему ребёнка. [Текст] / С.В.Корницкая. - М.,1998.

16. Курганская Л.О. Влияние семьи на взаимодействие дошкольника со сверстниками. [Текст] / Л.О.Курганская. 1998

17. Липкина А.И. Самооценка школьника. [Текст] / А.И.Липкина. - М.,1996.

Такой кризис личностного развития часто не преодолевается конструктивно, а сопровождается компенсаторной реакцией. Младенец выступает для матери источником реакции нервного напряжения. Родители могут проецировать на ребенка свои качества (это может быть агрессия, негативизм, протестные реакции) и выстраивать воспитание по типу эмоционального отторжения, не признавая наличия этих отвергнутых качеств в себе.
Спиваковская описала «семейный театр», который развивается под влиянием члена семьи, у которого есть пробелы в реализации чувства собственного достоинства. Сценарий, создаваемый семьей в целом - борьба за демонстративный престиж в окружающей среде - служит защитой от осознания иллюзорности прошлых представлений, невыполнимых желаний и надежд. Ребенка вовлекают в семейные игры. Родительское отношение также «театральное», демонстративное, как «на сцене», любовь и забота проявляются с незнакомыми людьми и «за кадром, ребенок часто не нужен, и общение с ним может п