Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление. Причины школьной неуспеваемости
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из глобальных проблем образования является слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.
Проанализировав литературные источники, было выявлено, что многие авторы изучали и изучают до сих пор проблему неуспеваемости детей школьного возраста.
Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия, а так же надежды на то, что ребёнок просто это перерастёт. Опыт показывает, что, если правильно и вовремя помочь ребёнку пережить трудности, то это поможет сохранить физиологическое, а так же и психическое развитие школьника.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие и характеристика школьной неуспеваемости
Понятие школьной неуспеваемости
Глава 2. Причины школьной неуспеваемости.
2.1. Педагогические причины неуспеваемости
2.2. Психофизиологические причины неуспеваемости
2.3. Издержки семейного воспитания.
Глава 3. Пути преодоления неуспеваемости школьников
3.1 Диагностика неуспеваемости. Методики на выявление школьной неуспеваемости.
3.2 Система работы учителя по оказанию педагогической поддержки неуспевающим школьникам.
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении детей. – М., 1998
2. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. - Ростов-на-Дону, 1972
3. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость//Избранные педагогические произведения - М., 1961
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979
5. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М., 1977
6. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция благополучия. - Киев, 1993
7. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: пособие для школьного психолога. – СПб., 1988
8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей – М., 1977
9. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск, 1977
10. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников / Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971
11. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М., 1986
12. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной, - М., 1997
13. Психические особенности слабоуспевающих школьников / под ред. Й. Ломпшера. – М., 1971
14. Психолого-педагогический словарь.- Ростов-на-Дону, 1998
15. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1977
16. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. – М., 1958
17. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / сост. Астапов В.М, Микадзе Ю.В. – М., 1996
18. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М., 1977
19. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. - М., 1995
20. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. – М.: Акад. Проект, 2003
Статьи:
1. Аристова Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии, № 5, 2000
2. Иншанкова О. Специфические трудности обучения учащихся младших классов // Начальная школа, № 4, 2005, с. 12-13
3. Локалова Н.П. Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение ми коррекционная работа // Начальная школа, № 11-12, 1992
4. Тарасова С. Отстающий школьник – какой он? // «Знание - сила», сентябрь – октябрь, 1998, с. 92 – 93
Интернет-ссылки:
1. http://vsetesti.ru/446/
2. http://vsetesti.ru/342/
3. http://vsetesti.ru/439/
Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.
Внимание исследователей сосредоточено в основном на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин. В частности, Н. А. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые не успевают по многим предметам в течение ряда лет. В исследовании Ю. К. Бабанского анализ причин неуспеваемости составляет основной метод разработки средств предупреждения неуспеваемости.
Из вышеперечисленного следует вывод: изложенный материал позволяет выделить как общие признаки, характерные для неуспевающих школьников, так и особенные проявления, позволяющие выдел