Образ Москвы в кинематографе эпохи оттепели

Цель дипломной работы – выявить и описать образ Москвы, транслируемый нам романтическим кино эпохи оттепели
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
18.10.2022
Объем файла
396 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Выбор объекта исследования
Представить нашу увлеченность образом города в кинематографе в период оттепели могут слова доктора исторических наук и главного научного сотрудника Института российской истории РАН Александра Сенявского:
«Развитие же города как общественного явления, ’’городских отношений” остается вне области исторических исследований…»1
Это утверждение позволяет нам говорить об актуальности данного исследования. Оно заключается в том, чтобы попытаться зарекомендовать облик города оттепельной эпохи в кинематографе с точки зрения подхода такой науки, как культурология. Итак, образ Москвы в кинематографе времени оттепели является предметом этой работы. Рассмотрим более подробно параметры, по которым удалось сузить рамки изучаемой темы. 
Внимание было сконцентрировано на работе с кино, как одном из наиболее массовых культурных явлений. Доказательством этого являются, например, кассовые сборы: по всеми миру, согласно отчету консалтинговой компании Pricewaterhousecoppers2 , в 2018 году  они составили 41,3 млрд долларов.
Однако охватить все сферы кино и разное время его демонстрации в одном исследовании не представляется возможным, поэтому наш выбор остановился именно на кинопоказах периода оттепели. Почему же выбор пал именно на эту эпоху кино? В это время в государстве произошли кардинальные изменения, связанные со смертью главы правительства СССР Сталина и, соответственно, развенчанием культа личности. Именно это и привело к тому, что по эффекту «домино» дальнейшие перемены настигли все сферы общественной жизни, в том числе кино и искусство. Также стоит отметить, что заканчивается период малокартинья3, а это в свою очередь даёт довольно большой набор объектов для изучения.

 

Оглавление                                   

 Введение 3

Выбор объекта исследования 3

Обзор исследовательской литературы 5

Выбор метода исследования 6

Цели и задачи 9

Первая глава. Социокультурные особенности эпохи оттепель 11

Границы и общая характеристика периода 11

Город в период оттепели 12

Тенденции в кино в эпоху оттепели 14

Цензура в эпоху оттепели 17

Вторая глава. Кодирование фильмов 19

Кодировка 19

Примеры кодирования. 23

Третья глава. Итоги анализа и сравнение с другими работами 27

Раскрытие кодов 27

Транспортная группа 27

Архитектурная группа 28

Природная группа 29

Досуг и Работа 30

Группа потребления 31

Денежная тема 31

Группа толпы 32

Тема стройки и квартиры 33

Церковная тема 33

Образ Москвы эпохи оттепели на основе кодов 33

Ограничения метода 34

Заключение 36

Список источников 38

Общий список литературы 39

Список источников
Алеша Птицын вырабатывает характер. Реж. Граник А. 1953 (не оттепельный фильм, но использует в работе для сравнения)
Карнавальная ночь. Реж. Рязанов Э. 1956. Девушка без адреса. Реж. Рязанов Э. 1958. Я шагаю по Москве. Реж. Данелия Г. 1964. Зелёный Огонёк. Реж. Азаров В. 1964.
Легкая жизнь. Реж. Дорман В. 1964.
Дайте жалобную книгу. Реж. Рязанов Э. 1965. Мне 20 лет. Реж. Хуциев М. 1965.
Когда играет клавесин. Реж. Абалов Э. 1966. Берегись автомобиля. Реж. Рязанов Э. 1966
 
Общий список литературы
Бояршинова Н. «Московский текст» в отечественных фильмах 1920-1940-х годов. // Вестник ВГИК. 2014. № 1(19).
Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: НЛО, 1998.

Воронцова Т. От революционеров до братков: образ Москвы в фильмах. 2016.

Визуальная антропология. Городские карты памяти. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.
Гершзон М. Закат Сталина и Оттепель: управление культурой в СССР в 1950- х — начале 1960-х гг. Очерки. М.: Модест Колеров, 2018.
Дашкова Т. Стриптиз нам не нужен, но и чересчур закрываться тоже не следует!: трансформация института моды сквозь призму советского кинематографа 1950—1960-х гг. Журнальный клуб Интелрос. НЛО. №137, 2016.
Дашкова T. Телесность — идеология — кинематограф. М.: НЛО. 2013. Кабаков И. 60–70-е. Записки о неофициальной жизни в Москве. М. 2008. Кинематограф оттепели. Книга 1. / ред. Трояновский 1996.
Корте Г. Введение в системный киноанализ / Пер. с нем. под науч. ред. И. Кушнаревой М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2018. 360 с.
Куренной В. Неделя 4. Видео «этнография и культурная антропология в кино»
// Онлайн курс «Анализ фильма» на платформе Открытое образование. URL: https://openedu.ru/course/hse/FILM/#

Лебина Н. Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР — оттепель М.: НЛО. 2014.
 
Майофис М. Хрущевская оттепель — демонтаж сталинской системы. Лекция на Arzamas. Электронный ресурс. URL: https://arzamas.academy/materials/1484 (Просмотрено: 23.05.2021).
Митроченкова С. Москва в кино. По местам культовых советских фильмов. М.: Арт-Родник. 2015.
Пинский Б. Москва в кино. Уходящая натура. По следам героев любимых фильмов. // Кинопресса. (http://kinopressa.ru/5025). 2017. Просмотрено: 14.06.2019.
Прохоров А. Унаследованный дискурс: парадигмы сталинской культуры и литературы в литературе и кинематографе «оттепели». Спб.: ДНК. 2007.
Семёнова А. Корсунская М. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. М.: РАН. 2010

И тут интересно, что если в фильме «Девушка без адреса» Москва представлена сталинскими высотками, то в фильме «Я шагаю по Москве» гораздо чаще оказывается представлен Кремль. В образе Москвы, как города, могут быть элементы, которые выделяют Москву из ряда других городов и делают её особенной. Даже если мы будем говорить про другие постройки в стиле сталинских высоток, как например Дворец культуры и науки в Варшаве, наличие семи зданий в Москве, позволяет считать это московским символом.
Но Кремль и высотки дополняются простыми жилыми домами с распахнутыми окнами. И это уже не просто характеристика Москвы, а Москвы, периода оттепели. Герои и разговаривают через открытые окна, и моют их, и поют у них, и выставляют проигрыватели для организации танцев во дворе. Такой подход к показу архитектуры подчеркивает обыденность жизни героев, а не героичность. Это можно увидеть и в других фильмах эпохи оттепели, например, в фильме «Когда играет клавесин» (Абалов Э. 1966), когда мальчик у окна играет с зеркалом.