Понятие, цели и виды следственного эксперимента
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования основана на важной роли следственного эксперимента в сборе доказательств в уголовном процессе, поскольку следственный эксперимент проводится для проверки и уточнения данных, полученных другими следственными действиями. Одним из наиболее важных оснований для уголовного судопроизводства в Российской Федерации является презумпция невиновности, которая возлагает на обвинение бремя доказывания обвинения и опровержения аргументов, выдвигаемых в защиту подозреваемого или обвиняемого. В этом случае следователь должен не только собирать доказательства, но и проводить их проверку и оценку, проводя следственные действия. Успех следственных действий в целом зависит от компетентности экспериментатора планировать экспериментальные действия, поскольку экспериментальные результаты (как положительные, так и отрицательные), выполненные протоколом, послужат основой доказательства. Однако на практике следователи не всегда используют возможности следственного эксперимента и, когда они проводятся, они часто допускают ошибки, которые не позволяют использовать результаты следственного эксперимента в суд.
Ошибки, допущенные следователями во время попытки расследования, часто вызваны не только неправильным пониманием экспериментального характера попытки расследования, но также отсутствием четко определенного механизма для создания этой следственной меры в уголовно-процессуальном законодательстве .
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Общие вопросы следственного эксперимента 5
1.1 Понятие и цели следственного эксперимента 5
1.2 Виды следственного эксперимента 8
2. Тактические приемы проведения следственного экперимента 12
2.1 Подготовка проведения следственного эксперимента 12
2.2 Тактика проведения следственного эксперимента 19
2.3 Фиксация и оценка результатов следственного эксперимента 27
Заключение 31
Список литературы 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2."Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2021).
3."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
Учебная литература
4.Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов // Под ред. заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора РС. Белкина. М. : Издательство НОРМА, 2012. 768 с.
5.Андреева Ю.П., Денисова М.А. Следственный эксперимент: проблемы теории и практики. // Трибуна ученого. 2020 №3 стр.4
6.Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 2006. 172 с.
7. Ахмедшин Р.Л. Проблемы использования тактических приемов в ходе проведения экспериментальных следственных действий // Вестник Томского государственного университета. 2016 № 407 С. 179-18
8.Белкин Р. С. Эксперимент в уголовном судопроизводстве: методическое пособие. М. : НОРМА – ИНФРА-М, 1997. 160 с.
9.Белкин Р.С. Эксперимент в следственной и экспертной практике. М. : Госюриздат, 2014. 248 с.
10. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. М. : Эксмо, 2015. 980 с
11.Гуковская Н.И. Следственный эксперимент. М. : Академия, 2008 240 с.
12. Гуковская Н.И. Следственный эксперимент в советской криминалистике, кандидатская диссертация. М, 2012 С. 174
13.Дзукаев Г.А., Маргиева М.Д. Следственный эксперимент // Студенческая наука – агропромышленному комплексу: науч. тр. студ. ГГАУ. Владикавказ. 2017. С. 70-72
14.Еремин С.А. Заключение специалиста при следственном эксперименте // Анализ состояния и современные концепции борьбы с преступностью: сб. материалов заоч. конф. 25 янв. 2005 г. Тула. 2005 С. 72
15.Жукова Н.И. Некоторые вопросы взаимодействия участников следственного эксперимента // Вопросы взаимодействия следователя и других участников расследования преступлений : межвуз. сб. науч. трудов. Свердловск, 1984. С. 135-138
При невозможности использования указанных объектов в эксперименте, следователь может применить предметы-аналоги (например, автомобиль, который был объектом посягательства, но не обнаружен во время следствия, заменяется аналогичным транспортным средством). Предметы-аналоги могут быть предоставлены любыми лицами, быть подобранными следователем или изготовленными по его указанию (заказу). Во время проведения эксперимента, особенно при расследовании тяжких и резонансных преступлений (в частности, убийств «на заказ», захват заложников, похищение людей), целесообразно использовать натурные макеты. Указанное определенным образом может повлиять психологические позиции преступников и вызвать у них переживания, аналогичные тем, которые они испытывали во время совершения преступлений, что, в свою очередь, может способствовать чистосердечному признанию. В частности, Р.Л. Ахмедшин указывает, что «макетирование создает эмоциональную настроенность и способствует возникновению ассоциативных связей, которые могут быть использованы для выяснения обстоятельств, имеющих значение по делу, и делает результаты более убедительными».
Категорически запрещается проводить эксперименты с использованием объектов, которые являются опасными для жизни и здоровья граждан, связанными с угрозой уничтожения (повреждения) государственного или индивидуального имущества граждан, нарушением общественного порядка или унижением чести и достоинства человека.
В-третьих, неоднократное и поэтапное (стадийное) проведение опытов и повторения испытательных действий в изменяющихся условиях. Все исследовательские действия должны проводиться неоднократно и в изменяющихся условиях, с целью обеспечения достоверности и исключения возможности получения случайных результатов. Например, при установлении возможности восприятия должны быть продемонстрированы различные объекты, чтобы можно было убедиться в устойчивости их распознавания субъектом эксперимента.