Связь акцентуаций характера с типом психологической защиты у подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность темы заключается в том, что подростковый возраст является одним из наиболее важных в становлении личности человека. В этом возрасте происходит перестройка ранее сложившихся отношений с окружающей действительностью, осуществляется своеобразный переход во взрослую жизнь. Успешность данного перехода во многом зависит от способности человека приспосабливаться к новым социальным и психологическим ситуациям. Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и условиям деятельности, затрагивающий все уровни функционирования человека, понимается как адаптация.
Под акцентуацией характера в психологии понимается отдельной усиление его черт, что без сомнения оказывает своё влияние, как на общение личности, так и на её деятельность. Исследованиями, связанными с акцентуацией характера личности занимались в разное время такие известные психологи, как Э. Кречмер, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.
Характер и его акцентуации влияют на отношения человека к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности которой человек занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические исследования связи акцентуаций характера с типом психологической защиты 6
1.1. Понятие, структура и история исследования акцентуаций характера 6
1.2 Современные исследования типов психологической защиты в подростковом возрасте 15
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование связи акцентуаций характера с типом психологической защиты у подростков 26
2.1. Организация и методики исследования связи акцентуаций характера с типом психологической защиты у подростков 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования связи акцентуаций характера с типом психологической защиты у подростков 29
2.3 Рекомендации по психокоррекционной работе с акцентуированными личностями по тревожному типу и преодолению психологических защит 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие / В.А. Аверин. – СПб.: Изд–во Михайлова В.А., 2014. – 397 с.
2. Фрейджер, Р., Фредимен, Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Фрейджер. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2012. – 864 с.
3. Алферов, А.Д. Психология развития школьников. Учебное пособие по психологии / А.Д. Алферов. – Ростов Н/Д: изд–во «Феникс», 2014. – 384с.
4. Арестова, О.Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2014. № 1. С. 20–29.
5. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2012. – 560 с.
6. Бассин Ф.В. Бурлакова М.К. Проблема психологической защиты. //'Психологический журнал, 1988г., №3.
7. Би, Х. Развитие ребенка/ Х. Би.– СПб.: Питер, 2014. – 768с.
8. Божович, Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2013. – 352с.
9. Вегнер, А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Вегнер. – М.: Рига, 2014. – 184с.
10. Габдреева Г.Ш. Психологическая защита личности в хронических, стрессовых ситуациях// Учен. зап. Казан. Ун-та. Сер. Гуманит. Науки.-2007.- Т.149, кн 1, с 84-94.
11. Габдреева Г.Ш. Системное исследование тревожности/ Психология психических состояний: Сб.ст. Под ред А.О.Прохорова.- Казань, Наб. челны, изд-во КГПУ,-2001.- С 92-107.
Следующий прием психологической защиты называется “абсурдная ситуация”. Здесь человеку советуют не ждать агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нам нужно перенять известный фразеологизм “сделать слона из мухи”. Другими словами, необходимо преувеличивать, чтобы довести любую проблему до абсурда. Почувствовав насмешку или оскорбление со стороны оппонента, следует преувеличить эту ситуацию таким образом, чтобы следующие за ней слова вызывали только смех и легкомыслие. Этот метод психологической защиты может легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.
Вы также можете представить себе противников в виде трехлетних крох. Это поможет научиться относиться к их нападениям менее болезненно. Вам нужно представиться как учителем, так и противниками малыша из детского сада, который бегает, прыгает, кричит. Возмущенный и непослушный.
Следующий метод называется “океан”. Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно впитывают бурлящие потоки рек, но это не может нарушить их величественную стойкость и спокойствие. Точно так же человек может следовать примеру океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда льются потоки битвы[14].
Техника психологической защиты, называемая "аквариум", состоит в том, чтобы представить себя за толстыми краями аквариума, чувствуя, как окружающие пытаются вывести его из равновесия. Необходимо смотреть на оппонента, изливающего море негатива и бесконечно сыплющего оскорбительными словами, из-за толстых стен аквариума, представляя его физиономию искаженной гневом, но не чувствуя слов, потому что они поглощены водой. Следовательно, негативные атаки не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит противника и выведет его из равновесия[5].