Уполномоченный по правам человека в России: правовой статус
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена реализацией новой конституционной стратегии в сфере прав человека, основанной на том, что, во-первых, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, во-вторых, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и, в-третьих, обеспечиваются правосудием. Такая конституционная постановка вопроса ориентирует на поиск адекватных институциональных форм, которые помогли бы, с одной стороны, сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, включившись в него, с другой, воспрепятствовать посягательствам на права человека и их прямому нарушению со стороны публичных структур и их представителей.
Особая роль данного института состоит в двойственности его правовой природы. Учреждаемый публичными институтами, как правило, представительного свойства, он при этом не наделяется властными полномочиями.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Теоретико-правовые основы статуса уполномоченного по правам человека 5
1.2 Институт омбудсмена в зарубежных странах: развитие и особенности правового статуса 11
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Взаимодействие уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с правозащитными институтами гражданского общества 18
2.2 Проблемные вопросы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и пути их решения 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Официальные документы, нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ)] // Рос. газ. – 2020. – № 144.
2. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации:
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 9, ст. 1011.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ : принят Гос. Думой 23 окт. 2002 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 46, ст. 4532.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации : [федер. закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ : принят Гос. Думой 20 февр. 2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 10, ст. 1391.
Научная и учебная литература, материалы периодической печати, интернет-источники
5. Галяутдинов, Б.С. Конституционный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации : дис. ... канд. юрид . наук : 12.00.05 . / Б.С. Галяутдинов ; Моск-ий гуманит. ун-т. – М., 2014. – 209 с.
6. Гуляев, Д.Е. Правозащитная деятельность уполномоченных по правам человека: проблемы и перспективы / Д.Е. Гуляев // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 10. – С. 11-16.
7. Дёмина, Е.П. Проблемы в области организации деятельности института уполномоченного по правам человека в России и пути их решения / Е.П, Дёмина // Аграрное и земельное право. – 2021. – № 5 (197). – С. 72-77.
8. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год // Российская газета. – 2021. –№7544 (81). – С. 68
Вместе с этим, связка омбудсмена с парламентом является столь устоявшейся, что высказываются мнения, что если данное должностное лицо не парламентского «происхождения», то и именовать его омбудсменом нельзя. В этой связи полагаем, что возникновение омбудсмена – парламентское или правительственное – не следует понимать в качестве обусловливающей черты. В данном случае целесообразнее придерживаться признака предназначения данного органа, а именно – защита прав и свобод человека игражданина в государственно-управленческой сфере.
В посвященной омбудсмену литературе приводится ряд версий. На энциклопедическом уровне утверждается, что этот термин был заимствован изсредневекового шведского языка, происходит от слова «umbud». В спектре значений – это «представитель, агент, делегат, адвокат или авторитет или лицо, которому можно доверять и которое представляло интере