Исследование проблемы конформизма и независимости

Цель исследования курсовой работы – изучить понятие конформизма и независимости, определить степень взаимосвязи данных понятий
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
16.10.2022
Объем файла
77 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Если мы проследим историю рода человеческого, то заметим, что во все времена людям было проще жить «как все», не выделяться и придерживаться общепринятых порядков и законов. На самом деле определенная степень соответствия так же необходима любому обществу, как и система норм. Если бы люди в какой-то степени не были конформистами, каждый хотел бы выделиться и выражать только свою точку зрения, на земле царили бы хаос и постоянные раздоры. Поэтому конформное поведение в какой-то степени необходимо. И даже полезный. Но это в какой-то степени так: человек все равно должен оставаться человеком, личностью, а не подражать другим во всем.
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения в стратегиях и методах, и проблемы этого исследования по-прежнему актуальны.
Само понятие конформизма вошло в наш обиход недавно. Лишь в 20 веке заговорили о феномене «конформизма». Но если не существовало понятия, это не значит, что не было и такого явления. Напротив, явление это появилось очень давно, только называлось по-другому, и носило немного другую окраску, чем в нашем современном обществе. В XIX-XX веках к проблеме конформного поведения обращались А. Шопенгауэр, Э. Фромм, З. Знанецкий и другие философы. В 20 веке помимо теоретических рассуждений начали проводить эксперименты (М. Шериф, Соломон Аш), свидетельствующие, что человек очень легко подчиняется мнению других.
В настоящее время мы часто сталкиваемся с явлением конформизма, «огрупплениямышления», «социальной лености» и других последствий социальных воздействий. Большинство людей, не задумываясь над последствиями, поддаются влиянию порой совершенно незнакомым людям, что приводит к негативнымпоследствиям

Содержание
ВВЕДЕНИЕ   3

Теоретические основы исследования проблемы конформизма и независимости  6
1.1 Изучение феномена конформизма   6
1.2 Общие факторы, влияющие на конформное поведение индивида в группе. 11
1.3 Особенности конформного поведения в подростковом возрасте   16
Выводы по главе 1   21
2. Эмпирическое исследование конформизма и независимости   23
2.1 Организация и методы исследования  23
2.2 Описание результатов исследования  25
Выводы по главе 2   32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ   38
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова В. Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков / В. Е. Абрамова. – Москва, 2001. – 129 с.
2. Абрамова Г. С. Общая психология: Учебное пособие для вузов / Г. С. Абрамова. – Москва : Мир, 2003. – 496 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
4. Андреенкова В. П. Проблемы социализации личности / В. П. Андреенкова. – Москва, 2007. – 296 с.
5. Андриенко Е. А. Социальная психология / Е. А. Андриенко. – Москва, 2006. – 325 с.
6. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – Москва, 2003. – 245 с.
7. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Под ред. В. С. Магуна – Москва : Аспект Пресс, 1999. – 517 с.
8. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. – Москва, 2009. – 198 с.
9. Битянова Р. М. Социальная психология / Р. М. Битянова. – Москва, 2008. – 324 с.
10. Быков С. В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах / С. В. Быкова // Социологический журнал. – 2013. – №1. – С. 54–59.
11. Ганнушкин П. Б. Избранные труды по психиатрии / П. Б. Ганнушкин. [Электронный ресурс]. – URL:
www.livelib.ru/book/1001295121-p-b-gannushkin-izbrannye-trudy-po-psihiatrii-petr-gannushkin
12. Донцов А. И. Психология коллектива / А. И. Донцов. – Москва, 2005. – 236 с.
13. Елисеев О. П. Локус контроль / О. П. Елисеева // Практикум по психологии личности. – Санкт-Петербург, 2004. – 417 с.
14. Кондратьев М. Ю. Социальная психология / М. Ю. Кондратьев. – Москва :ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
15. Кудинов С. И. Самореализация как системное психологическое образование / С. И. Кудинов. – Москва, 2007. – 179 с.
16. Кудрявцев В. Н. Социальные отклонения / В. Н. Кудрявцев. – Москва, 2002. – 196 с. 
17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леоннтьев. – Москва, 2005. – 213 с.
18. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.koob.ru/lichko_a_e/psyhopatii_i_akcentuacii_lichnosti
19. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин. – Москва, 2003. – 145 с.
20. Мудрик А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – Москва, 2004. – 315 с.
21. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Личность. – Москва, 2007. – 229 с.
22. Ратанова Т. А. Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова. – Москва : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 264 с.
23. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности / А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Изд-во СПб ун-та, 2001. – 224 с.
24. Рибо Т. А. Психология внимания / Т. А. Рибо. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.livelib.ru/author/610184/latest-teodyul-arman-ribo
25. Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург, 2002. – 258 с.
26. Тернер Дж. Социальное влияние / Дж. Тернер. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 256 с.
27. Ушкина И. А. Социологическое направление в истории изучения конформизма как социальной проблемы / И. А. Ушкина. – Москва, 2004. – 104 с. 
28. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – Москва :Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
29. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Москва : Педагогика, 1986. – 298 с.
30. Чугунова Э. С. Психология лидерства / Э. С. Чугунова. – Москва, 2013. – 156 с.
 

 

Стремление воздействовать на другого человека – новая и очень важная особенность подростка. В этом ярко проявляется его социальная активность, новый характер социального взаимодействия со сверстниками. Специфика отношений с друзьями и близкими товарищами заключается в том, что подростки воспитывают друг друга, гак как каждый предъявляет другому целую систему определенных требований к отношению и поведению и следит за их выполнением, а если они не выполняются, то в качестве наказания выступает такое сильное средство, как отказ от общения.
Подросток очень общителен, для него важна высокая оценка и хорошее отношение окружающих. Поэтому он очень чувствителен к оценкам (особенно своих способностей), к успехам и неудачам, стремится показать себя с лучшей стороны, заслужить одобрение, особенно от людей, чья оценка и отношение имеют для него большое значение. Так называемое самоутверждение подростка может проявляться в самых разнообразных формах. Для некоторых парней страх показать свою неспособность, невежество является источником застенчивости, робости.