Исследование проблемы конформизма и независимости
ВВЕДЕНИЕ
Если мы проследим историю рода человеческого, то заметим, что во все времена людям было проще жить «как все», не выделяться и придерживаться общепринятых порядков и законов. На самом деле определенная степень соответствия так же необходима любому обществу, как и система норм. Если бы люди в какой-то степени не были конформистами, каждый хотел бы выделиться и выражать только свою точку зрения, на земле царили бы хаос и постоянные раздоры. Поэтому конформное поведение в какой-то степени необходимо. И даже полезный. Но это в какой-то степени так: человек все равно должен оставаться человеком, личностью, а не подражать другим во всем.
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения в стратегиях и методах, и проблемы этого исследования по-прежнему актуальны.
Само понятие конформизма вошло в наш обиход недавно. Лишь в 20 веке заговорили о феномене «конформизма». Но если не существовало понятия, это не значит, что не было и такого явления. Напротив, явление это появилось очень давно, только называлось по-другому, и носило немного другую окраску, чем в нашем современном обществе. В XIX-XX веках к проблеме конформного поведения обращались А. Шопенгауэр, Э. Фромм, З. Знанецкий и другие философы. В 20 веке помимо теоретических рассуждений начали проводить эксперименты (М. Шериф, Соломон Аш), свидетельствующие, что человек очень легко подчиняется мнению других.
В настоящее время мы часто сталкиваемся с явлением конформизма, «огрупплениямышления», «социальной лености» и других последствий социальных воздействий. Большинство людей, не задумываясь над последствиями, поддаются влиянию порой совершенно незнакомым людям, что приводит к негативнымпоследствиям
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические основы исследования проблемы конформизма и независимости 6
1.1 Изучение феномена конформизма 6
1.2 Общие факторы, влияющие на конформное поведение индивида в группе. 11
1.3 Особенности конформного поведения в подростковом возрасте 16
Выводы по главе 1 21
2. Эмпирическое исследование конформизма и независимости 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Описание результатов исследования 25
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова В. Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков / В. Е. Абрамова. – Москва, 2001. – 129 с.
2. Абрамова Г. С. Общая психология: Учебное пособие для вузов / Г. С. Абрамова. – Москва : Мир, 2003. – 496 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
4. Андреенкова В. П. Проблемы социализации личности / В. П. Андреенкова. – Москва, 2007. – 296 с.
5. Андриенко Е. А. Социальная психология / Е. А. Андриенко. – Москва, 2006. – 325 с.
6. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – Москва, 2003. – 245 с.
7. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Под ред. В. С. Магуна – Москва : Аспект Пресс, 1999. – 517 с.
8. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. – Москва, 2009. – 198 с.
9. Битянова Р. М. Социальная психология / Р. М. Битянова. – Москва, 2008. – 324 с.
10. Быков С. В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах / С. В. Быкова // Социологический журнал. – 2013. – №1. – С. 54–59.
11. Ганнушкин П. Б. Избранные труды по психиатрии / П. Б. Ганнушкин. [Электронный ресурс]. – URL:
www.livelib.ru/book/1001295121-p-b-gannushkin-izbrannye-trudy-po-psihiatrii-petr-gannushkin
12. Донцов А. И. Психология коллектива / А. И. Донцов. – Москва, 2005. – 236 с.
13. Елисеев О. П. Локус контроль / О. П. Елисеева // Практикум по психологии личности. – Санкт-Петербург, 2004. – 417 с.
14. Кондратьев М. Ю. Социальная психология / М. Ю. Кондратьев. – Москва :ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
15. Кудинов С. И. Самореализация как системное психологическое образование / С. И. Кудинов. – Москва, 2007. – 179 с.
16. Кудрявцев В. Н. Социальные отклонения / В. Н. Кудрявцев. – Москва, 2002. – 196 с.
17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леоннтьев. – Москва, 2005. – 213 с.
18. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.koob.ru/lichko_a_e/psyhopatii_i_akcentuacii_lichnosti
19. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин. – Москва, 2003. – 145 с.
20. Мудрик А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – Москва, 2004. – 315 с.
21. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Личность. – Москва, 2007. – 229 с.
22. Ратанова Т. А. Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова. – Москва : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 264 с.
23. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности / А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Изд-во СПб ун-та, 2001. – 224 с.
24. Рибо Т. А. Психология внимания / Т. А. Рибо. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.livelib.ru/author/610184/latest-teodyul-arman-ribo
25. Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург, 2002. – 258 с.
26. Тернер Дж. Социальное влияние / Дж. Тернер. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 256 с.
27. Ушкина И. А. Социологическое направление в истории изучения конформизма как социальной проблемы / И. А. Ушкина. – Москва, 2004. – 104 с.
28. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – Москва :Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
29. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Москва : Педагогика, 1986. – 298 с.
30. Чугунова Э. С. Психология лидерства / Э. С. Чугунова. – Москва, 2013. – 156 с.
Стремление воздействовать на другого человека – новая и очень важная особенность подростка. В этом ярко проявляется его социальная активность, новый характер социального взаимодействия со сверстниками. Специфика отношений с друзьями и близкими товарищами заключается в том, что подростки воспитывают друг друга, гак как каждый предъявляет другому целую систему определенных требований к отношению и поведению и следит за их выполнением, а если они не выполняются, то в качестве наказания выступает такое сильное средство, как отказ от общения.
Подросток очень общителен, для него важна высокая оценка и хорошее отношение окружающих. Поэтому он очень чувствителен к оценкам (особенно своих способностей), к успехам и неудачам, стремится показать себя с лучшей стороны, заслужить одобрение, особенно от людей, чья оценка и отношение имеют для него большое значение. Так называемое самоутверждение подростка может проявляться в самых разнообразных формах. Для некоторых парней страх показать свою неспособность, невежество является источником застенчивости, робости.