Дидактические игры в системе коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Количество детей с нарушениями развития очень велико, в последние годы обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. В настоящее время по данным Росстата, общая численность детей с инвалидностью в России неуклонно увеличивается. Так, если в 2016 году она составляла 617 тысяч человек, в 2017 году она равнялась 636 тысяч детей, в 2018 году – 651 тысяч детей, а к 1 января 2019 года – 670 тысяч детей, то есть общая численность детей с инвалидностью в РФ увеличилась на 19 тысяч человек [28]. Эти дети воспитываются в специальных детских садах, обучаются в специальных школах и школах-интернатах разного типа, в специальных дошкольных группах при детских садах общего типа, в специальных классах при средних общеразвивающих школах человек [2].
Психологическое изучение средств эффективной коррекции недостатков развития составляет одну из важнейших задач специальной психологии на современном этапе. Особую важность оно приобретает в связи с тем, что в стране активно развивается интегрированный подход к обучению детей с недостатками развития, обучение таких детей в обычных школах вместе с нормально развивающимися детьми. В этой ситуации наибольшее значение будут иметь те методические приемы, использование которых будет полезным и эффективным применительно как к детям с недостатками развития, так и к нормально развивающимся человек [1]. Знание особенностей и возможностей детей с различными недостатками развития помогает педагогу найти средства для коррекции недостатков и помогает избежать непоправимых ошибок на пути обучения, коррекции и реабилитации ребенка, которые иногда губительно сказываются на всей его жизни человек [4]. Таким образом, изучение поставленной проблемы является одной из наиболее актуальных, особенно на фоне увеличения количества детей с отклоняющимся развитием в современном мире. Многие отечественные и зарубежные ученные работали и работают над изучением детей с ограниченными возможностями человек [3, с 495; 5, с. 286].
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ 8
1.1. Особенности развития умственно отсталых детей 8
1.2. Роль дидактических игр в развитии умственно отсталых детей 13
1.3. Методические аспекты использования дидактических игр в коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми детьми 19
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА II. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 32
2.1. Изучение уровня развития умственно отсталых детей 32
2.2. Система коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми с использованием дидактических игр 39
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 49
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Список литературы 54
Список литературы
1. Александрова, В. В. Качество образования как фактор повышения конкурентоспособности специалиста на рынке труда / В. В. Александрова В.В., Филиппова О.А. // РОСТ – развитие, образование, стратегии, технологии: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: Издательство Чувашского университета. – 2020. –С. 18 – 24.
2. Алентьева, Е. А. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии / Е. А. Алентьева // Проблемы педагогики. – 2017. – № 3. – С. 37 – 42.
3. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва : Владос, 2016. – 96 с.
4. Бекирова, А Р. Особенности дидактических игр в обучении школьников с умственной отсталостью / А. Р. Бекирова // Молодая наука. Cборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. – 2016. – С. 307-308.
5. Велиева, С. В. Специфика психических состояний детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта / С. В. Велиева, Н. Л. Максимова, Е. М. Литвинова, Е. Л. Николаев // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-5. – С. 493 – 499.
6. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. – Москва : ПЕР СЭ, 2017. – 144 с.
7. Григорьева, Н. В. Преемственность специальных коррекционных школ и вуза в развитии адаптивности личности / Н. В. Григорьева, С. А. Петунова, А Н. Захарова, Г. С Дулина // Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. – 2017. – № 55. – С. 285 – 293.
8. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. – Москва : ЦГЛ, 2018. – 80 с.
9. Гущина, Е. А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Е. А. Гущина // Педагогическое мастерство: материалы III международной научной конференции (г. Москва, июнь 2013 г.). – Москва : Буки-Веди, 2013. - С. 36-38.
10. Дудко, Я. О. Формирование коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи / Я. О. Дудко, Е. А. Осетинская / В сборнике: Специальное образование материалы XII Международной научной конференции. – 2016. – С. 50-52.
11. Евдокимова, Л.В. Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей / Л.В. Евдокимова // Проблемы современной науки и образования. – 2014. – №6. – С. 60-67.
12. Еленский, Н.Г. Коммуникативная и языковая компетенция детей с тяжелыми нарушениями речи / Н.Г. Еленский, Л.А. Зайцева // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А.Н. Коноплева. – Минск: НМУ НИО, 2012. – С. 41-53.
13. Задумова, Н. П. Современные подходы к изучению и формированию речи у детей с нарушением интеллекта / Н. П. Задумова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-5. – С. 178-184.
14. Зак, Г. Г. Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на начальной ступени общего образования / З. Г. Зак // Педагогическое образование в России. – 2015. – №7. – С. 234–239.
15. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Х. С. Замский. – Москва : Академия, 2018. – 386 с.
16. Казанцева, Е.В. Повышение уровня речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Е.В. Казанцева // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2010. – №2. – С. 121-130.
17. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – Москва : Владос, 2018. –244 с.
18. Константинова, С. А. Особенности формирования лексики у учащихся с нарушением интеллекта / С. А. Константинова // Education Sciences and Psychology. – 2014. – № 4. – С. 43–52.
19. Коробкова, О. Ф. Урок речевой практики в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. Ф. Коробкова // Специальное образование. – 2019. – № 2. – С. 52-64.
20. Кочеткова, Т. В. Особенности формирования игровой деятельности у детей с проблемами в интеллектуальном развитии / Т. В. Кочетова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 3. – С. 122 – 127.
21. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: учебно-методическое пособие / Под редакцией Л. Б. Баряевой, А. П. Зарина, Н. Д. Соколовой. – Санкт-Петербург : ЛОИУУ, 1996. – 95 с.
22. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М. Н. Перова. – Москва : Владос, 2016. - 144 с.
23. Петунова, С. А. О повышении эффективности мероприятий по адаптации и интеграции инвалидов к условиям социальной среды / С. А. Петунова, Н В. Григорьева // Качество и инновации в XXI веке: материалы XIV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Издательство Чувашского университета. – 2016. – С. 238 – 248.
24. Попова, Ю. С. Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры / Ю. С. Попова / В сборнике: Лучшая студенческая статья 2017. Cборник статей XI Международного научно-практического конкурса: в 3 частях. – 2017. – С. 51-55.
25. Современные проблемы здоровья и благополучия личности / Д. В. Гартфельдер, Е. Ю. Лазарева, Ф. В. Орлов и другие. Коллективная монография / Под редакцией Е. Л. Николаева. – Чебоксары, 2017. – 160 с.
26. Рудзинская, Т. Ф. Обзор современных исследований проблемы развития эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей / Т. Ф. Рудзинская, А. М. Порошина // Инклюзия образования. – 2021. – № 6. – С.113-124.
27. Сомова, С. Ю. Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса у умственно отсталых младших школьников на уроках грамматики / С. Ю. Сомова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования. – 2012. – С. 132-134.
28. Федеральная служба государственной статистики : https://www.gks.ru/ (дата обращения 12.12.2021).
29. Федосеева, О. А. Использование игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта / О. А. Федосеева // Молодой ученый. – 2013. – № 9. – С. 411-415.
30. Федосеева, О. А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью / О. А. Федосеева // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 489-491.
31. Храмцова, Г. Г. Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта / Г. Г. Храмцова // Молодой ученый. – 2014. – №10. – С. 443- 446.
32. Худенко, Е. Д. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у инвалидов / Е. Д. Худенко, Л. Н. Лазарева, Д. И. Барышникова. – Москва, 2015.
33. Щербетова, А. Ю. Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта / А. Ю. Щербетова // Проблемы педагогики. – 2018. – № 7. – С. 54 – 60.
Целью коррекционной работы было развитие моторно-слуховой памяти, слухового внимания, логического мышления, воображения и восприятия, быстроты реакции, активизацию словарного запаса умственно отсталых детей. В процессе проведения коррекционной работы мы столкнулись с рядом трудностей. В процессе психологической коррекции детей с нарушениями в умственном развитии необходимо было учитывать сложную структуру особенностей развития каждого ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как выраженность изменений личности, связанных с заболеванием, так как дети с одинаковым диагнозом заболевания имели разный уровень интеллектуального развития, разный комплекс сопутствующих заболеваний. Второй проблемой, с которой мы столкнулись в процессе коррекционных занятий, была трудность в установлении продолжительного контакта с детьми. Дети с данным диагнозом заболевания имеют сложности в развитии внимания, памяти и волевого процесса. Они постоянно отвлекались, постоянно появлялось желание куда-нибудь уйти. Часто требовалось повторение задания, так как даже при довольно незначительном отвлечении от выполнения поставленной задачи дети вообще забывали, что от них требуют и как это нужно выполнять. Кроме того, если задание детям не нравилось или было просто неинтересным, то их невозможно было заставить его выполнять.