Информационные технологии и их роль в развития спортивной журналистики
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха информационных технологий дала мощный импульс развитию спортивной журналистики, которая в настоящее время относится к наиболее популярным направлениям журналистской деятельности, охватывающей все каналы массовой и межличностной коммуникации. Спортивная жизнь общества начала XXI века находит разностороннее отражение в специализированных и общественно-политических СМИ, которые преследуют целью не только передачу актуальной информации, но и прагматическое воздействие на массовую аудиторию, формирование культурных ценностей социума и личности. «В настоящее время в большинстве стран мира есть своя инфраструктура спортивных СМИ, куда входят как печать, так и электронные каналы подачи информации. Этот феномен связан с постоянно увеличивающимся вниманием общественности к спортивной проблематике, а также к крупнейшим мировым соревнованиям, требующим глубокого и профессионального освещения».
Развитие современного спорта как социокультурного института, которое значительно активизировалось на рубеже столетий, повышение значимости спортивной сферы в обществе усиливают идеологическую и культурную роль спортивных медиатекстов и вместе с тем вызывают более глубокий интерес к профессии спортивного журналиста. Не случайно к спортивному дискурсу, в центре которого находится журналистский медиадискурс, сегодня приковано внимание как специалистов в области СМИ (А.Б. Зильберт, Б.А. Зильберт, В.В. Тулупов), так и ученых-лингвистов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения спортивной журналистики 7
1.1. Спортивная журналистика представлена как раздел журналистики 7
1.2. Спортивная журналистика в системе современной медиакоммуникации 9
Глава 2. Роль информационных технологий и их в развития спортивной журналистики 13
2.1. Основные методы манипуляций и технологий в цифровой спортивной журналистике 13
2.2. Тенденции и особенности развития современной спортивной журналистики 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Монографическая и учебная литература
1. Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Спортивная журналистика: учебник для магистров. М.: Юрайт. 2014.
2. Алексеев К.А. Основы спортивной журналистики / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 240 с.
3. Войтик Е.А. Спортивный медиатекст: закономерности становления и парадигма развития: дис. … докт. филол. наук. СПб, 2016.
4. Донской Д.Б. Роль и место спортивной журналистики в системе СМИ США: дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 191 с.
5. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. – М.: Мысль, 1980. – 82 с.
Статьи периодической печати
6. Вартанова Е.Л. «Медиасистема»: термин, концепция или реальность? / Е.Л. Вартанова // МедиаАльманах. 2017. № 1 (78). С. 8-10.
7. Войтик Е.А. Спортивная медиакоммуникация: проблематика структуризации / Е.А. Войтик // Журналистский ежегодник. – 2012. – С. 109–112.
8. Данилова М.Н. Спорт как медиакоммуникационный феномен / М.Н. Данилова // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. – Т. 7. – № 3. – С. 519–538.
9. Дорощук Е. С. Цифровые технологии спортивных медиа в современном информационном поле / Е. С. Дорощук, И. И. Рамазанов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 9 (111) Часть 3. — С. 132—135.
10. Копылова Ю.В. Дискурсообразующие факторы профессиональной деятельности журналистов-аналитиков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. «Филология и искусствоведение». Майкоп: АГУ, 2016. Вып. 2(177). С.73-77.
11. Крылова А.А. Особенности подачи спортивной информации в СМИ с помощью инфографики // Молодой ученый: вызовы и перспективы. М., 2016. С. 100–106.
12. Ляпун С.В. Развитие спортивной журналистики в цифровую эпоху / С.В. Ляпун, Г.В. Соколова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. «Филология и искусствоведение». – 2019. – Вып. 4 (297). – С. 154–158.
13. Семишова Е.П. Средства массовой информации в современном социокультурном пространстве / Е.П. Семишова // Аналитика культурологии. – 2009. – № 14. – С. 123–134.
14. Шарков Ф.И. Спортивная журналистика в системе современной медиакоммуникации / Ф.И. Шарков, В.В. Силкин, Р.А, Лайшев // Коммуникология. – 2018. – Том № 6. – №4. – С. 60–75.
15. Шарков Феликс Изосимович, Силкин Владимир Владимирович, Лайшев Ренат Алексеевич Спортивная журналистика в системе современной медиакоммуникации // Коммуникология. 2018. №4.
Интернет-ресурсы
16. Вартанов С.А. Большие данные в онлайн-СМИ: подходы и стратегии использования / С.А. Вартанов // Медиаскоп. – 2017. – Вып. 4. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/2375
17. Галинский А. Не сотвори себе кумира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agalinsky.narod.ru/kumir/algebra.html.
18. Лигостаева Н.Д., Матвеева А.В. Спорт как универсальная идеологема [Электронный ресурс]//. Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». 2018. №1(17). Режим доступа: https://alley-science.ru/
Медиаспорт – коммуникационная система с двусторонней коммуникацией, когда возможность мгновенной обратной связи относительно полученной информации и генерация пользовательского спортивного контента являются ее основными признаками. Цифровые технологии порождают и новые виды социального взаимодействия, к которым относят широко распространенные социальные сети, комментарии под постами, стриминг-платформы и т.д. Современные спортивные коммуникации, основанные на применении и развитии цифровых технологий, отличают такие особенности: множественность каналов коммуникации; разносторонность аудитории спортивных каналов; коммуникация взаимодействия, когда потребитель становится и производителем контента, и активным участником коммуникации; разнородность информации с учетом интересов конкретной группы потребителей; широкий выбор каналов и возможность потребительского выбора; цифровая конвергенция спортивных каналов с нарастающим информационным плюрализмом.
Как подчеркивает Р. Бойл, спортивная журналистика находится на переднем крае цифрового перехода, в ней особенно заметны те признаки, выделенные ранее, особенно просьюмеринг, актуализация интернет-технологий и углубление двустороннего характера коммуникации. Важным становится изучение поведения пользователей для «доставки им потенциально интересного для них контента» на основе системы индивидуального профилирования контента.