Становление России как правового государства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость темы курсовой работы обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Отследить динамику этого процесса и отразить объективную картину на современном этапе мы попытаемся в данной работе.
На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного государства или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности и т.д. получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения буквы и духа закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.
Объектом курсовой работы является конституционно-правовые отношения, реализующие принципы формирования правового государства.
Предметом курсовой работы является институт правового государства.
В работе использована следующая методологическая база: метод аналитического преобразования информации, теоретическая интерпретация нормативных источников и литературы по теме исследования, анализ и синтез полученной информации, обобщения, а также метод системного подхода.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Понятие и принципы правового государства 5
1.2 Становление и развитие идеи правового государства 15
1.3 Современная теория правового государства 25
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1 Исторические предпосылки развития начал правовой государственности в России 31
2.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности 33
2.3 Препятствия и ошибки на пути к достижению Россией идеалов правового государства 37
2.4 Проблемы и перспективы становления правового государства в России 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г. [с изм. от 25.03.2004 г.] // Российская газета.- 1993.- 25 дек.
2. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: принят 18.12.2001г. № 174-ФЗ [ред. от 28.12.2004 г.] //Собрание Законодательства РФ.- 2001.- № 52.- Ст. 4921.
3. Российская Федерация. Законы. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 [ред. от 22.08.2004 г.] //Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 47.- Ст. 4472.
Научная и учебная литература
4. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 216.
5. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 284.
6. Гегель Г.В.Ф. Философия права// Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М, 1999. Т.З С. 323.
7. Гессен В.М. О правовом государстве // Хропанюк В.Н. Указ. соч. С. 272-273.
8. Декларация прав человека и гражданина 1789 года // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1999. Т.З: Европа, Америка. ХУИ-ХХ вв. С. 246.
9. Каганович Л. Двенадцать лет строительства Советского государства и борьба с оппортунизмом//Советское государство и революция права. 1930. № 1. С. 9.
10. Кант И. Учение о праве // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М, 1999. Т.З С. 315.
11. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С, 19.
12. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С, 19.
13. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 654.
14. Ковалев С.А. Наше будущее — свободные граждане свободной страны // Российская газета, 1994. 9авг.
15. Козлихин И. Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб.. 1993. С. 5.
16. Комаров С.А. Личность. Права и свободы. Политическая система С.А. Комаров, И.В. Ростовщиков. СПб., 2002. С.154.
17. Комаров С.А. Указ. соч. С. 156-157.
18. Комаров С.А. Указ. соч. С. 160.
19. Коркунов Н.М. Власть и право //Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия. М., 1998, С.287.
20. Краснов М.А. Перспективы правового государства в России //Общественные науки и современность. 2003. №2. С.56.
Все это - вехи «макрогосударственного строительства» или, иначе, стремление зафиксировать некоторые общие идеи, учредить новые институты. В гораздо меньшей степени власть заботило, как они будут функционировать, какой кадровый состав будет проводить новую правовую политику, как будет осуществляться мониторинг строительства новой российской государственности.
В большой степени этому помешал длительный политический конфликт между президентом и законодательным органом (Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ), обнажившийся вскоре после начала радикальной либерализации экономики в 1992 году.
Ни одна революция не связывает себя обязательствами по соблюдению основных законов того строя или режима, против которого она начинается. Как писал Ф. Лассаль, «хотя несомненно, что право должно бы предшествовать силе, но в действительности сила всегда предшествует праву и до тех пор предшествует ему, пока право со своей стороны не наберет достаточно силы, чтобы сломить силу бесправия» . Однако, как раз нежелание политических элит воспринимать происходящее как революцию и действовать соответствующим образом породило общественное непонимание действий Б. Ельцина. Вместо того чтобы после победы над коммунистическим путчем в августе 1991 года проводить последовательные преобразования, означающие изменение существа государственной власти, реформаторы пошли другим путем. Они почти полностью сохранили структуру власти, оставшуюся от советского режима, хотя и модернизированную в последний период «перестройки».