Наследие советской эпохи в дизайне современного жилого интерьера
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗА
«Хороший дизайн – не вопрос богатства и в самую последнюю очередь вопрос моды. Это не вопрос новизны ради новизны, а вопрос создания городов, домов и предметов, которые наилучшим образом будут отвечать человеческим потребностям – потребностям в практичных, простых, дешевых, долговечных и красивых вещах, которыми можно пользоваться и наслаждаться в повседневной жизни». Энтони Бертрам. Дизайн. 1938. Британский писатель и историк искусств.
Дизайн – это неотъемлемая часть человеческой жизни. С самых древних времен он влияет на историю человечества и формирует материальную культуру. Он был и остается особенностью повседневной жизни, потому что любой созданный предмет руками человека – это созданный предмет, отвечающий определенным потребностям. Таким образом, мы познаем окружающий мир, пользуясь этими предметами. Дизайн так же является материальным воплощением творческого процесса. Дизайн присутствует повсюду и охватывает огромное
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗА…3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ….7
История становления и развития дизайна в СССР………...7
Русский авангард в искусстве и дизайне………………….14
Основные направления русского авангарда……………....16
Эпоха конструктивизма 1920-1930 годов…………………19
ВХУТЕМАС…………………………………………………51
Советский монументальный классицизм или «Сталинский ампир»……………………………………………………………………..58
Массовое строительство жилья в СССР. «Хрущевки»…...62
Советский дизайн 1950-1980 годов………………………...67
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………….83
2.1. Общая концепция проекта……………………………………83
2.2. Процесс разработки концепции проекта…………………….83
2.3. Спецификация чистовых, отделочных материалов, мебели, освещения и декора………………………………………………..86
2.4. Поставщики чистовых, отделочных материалов, мебели, освещения и декора………………………………………………..95
2.5. Современные типовые серии жилых домов………………..105
2.6. Анализ потенциальных конкурентов……………………….113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….115
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...117
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….120
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Михайлов С. История дизайна. – Издание в двух томах 2002-2003
Лаврентьев А. История дизайна: Учебное пособие. 2007
Рунге В. История дизайна, науки и техники. – Издание в двух книгах. 2006
Сокольникова Н. Сокольникова Е. История дизайна. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. 2019
Воронов. Н. Дизайн: русская версия. 2013
Воронов Н. Российский дизайн: Очерки истории отечественного дизайна. – Издание в двух томах. 2001
Селиванова А. Постконструктивизм: власть и архитектура в 1930-е годы в СССР. 2019
Ушакин С. Сервантики застоя: о красоте и пользе советского вещизма. – Статья из альбома «Это было навсегда. 1968-1985». 2020
Кантор К. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперрестроечного тридцатилетия 1955-1985. 1992
Андреевский В.Г. Конструирование мебели: чертежи к пособию – Издательство Московского высшего художественно-промышленного училища, 1962-111с.
Андреевский В.Г. Проектирование мебели. Архитектура СССР- 1941-№3-С.31-36.
Прахт К. мебель и архитектура / под ред. А.В. Иконникова. – 5-е изд. – М. Издательство «Омега-Л», 2009. – 224 с.
Баяр О. Квартира и ее убранство / О. Баяр, Р. Блашкевич. – М. Гос. Издательство литературы по строительству, архитектуре, строительным материалам, 1962. – 110 с.
Муленок В.В. Современная отечественная архитектура и дизайн / В.В. Муленок – Томск. Издательство Том. Гос. Архит.-строит. Ун-та. 2011. – 104 с.
Овсянников С.Н. Перспективы реконструкции жилых домов первых массовых серий в г. Томске / С.Н. Овсянников / Вестник ТГАСУ. – 2010. – №2. – С. 105-112
Головач В. Культура дизайн – 2. 2014
Лаврентьев М. Дизайн в пространстве культуры. От арт-объекта до эклектики. 2018
Генисаретский О. дизайн и культура. 1994
Журнал «Техническая эстетика». 1964-1992
Серия сборников «Труды ВНИИТЭ», 1971-1990, «Художественное конструирование в СССР», 1966-1980
Калиничева М., Жердев Е., Новикова А. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ. 200
«Это был такой уровень таланта, который как бы уже за пределами профессиональной зависти. Это было не просто высокое по уровню мастерство, а нечто, явно недостижимое для других».
Момент творчества Леонидов видел совершенно по-своему. Он считал важным для архитектора не фиксировать внимание на формах и деталях, которые знал и видел, а думать только о содержании здания, о пространственно-планировочной идее, и необходимые формы сами всплывут в сознании. Поэтому Леонидов критически относился к Жолтовскому, считал, что он лишь перерабатывает уже созданные другими формы.
Несмотря на признанный коллегами необыкновенный талант, Леонидов одна из самых трагичных фигур архитектуры XX века: он не осуществил ни одного своего замысла, кроме лестницы в парке санатория в Кисловодске, построенной в 30-е годы.