Инструменты противодействия легализации преступных доходов в кредитно-финансовых организациях
ВВЕДЕНИЕ
В 2020 году, по данным Росфинмониторинга, в деятельности кредитно-финансовой сферы около 98% проверенных поднадзорных субъектов выявлены нарушения обязательных требований, возбуждены дела об административных правонарушениях. Наиболее частыми нарушениями со стороны кредитно – финансовых организаций, выявляемые прокуратурой:
−невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;
−непроведение (несвоевременное проведение) систематических проверок (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
−отсутствие или несоответствие правил внутреннего контроля (далее ПВК) требованиям законодательства РФ о ПОД/ФТ;
−отсутствие прохождения обучение в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников [1].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование процессов легализации доходов, полученных преступным путем в кредитно – банковских организациях 8
1.1 Теоретические аспекты процессов легализации доходов, полученных преступным путем в отечественной и зарубежной практике 8
1.2 Международная практика администрирования противодействия легализации доходов, полученных преступным путем в кредитно – финансовых организациях 25
1.3 Исследование практических схем легализации преступных доходов и роль российских коммерческих банков в их выявлении и направления по их предотвращению 31
2 Анализ используемых мер и механизмов противодействия легализации преступных доходов в коммерческих банках 50
2.1 Анализ состояния системы противодействия легализации преступных доходов в коммерческих банках 50
Затем были определены основные уязвимые места системы противодействия отмывания доходов в коммерческих банках: 57
2.2 Оптимизация существующих мер и механизмов противодействия легализации преступных доходов посредством внедрения комплаенс – контроля в коммерческих банках 85
3 Разработка мероприятий по внедрению и совершенствованию комплаенс – контроля в коммерческих банках 92
3.1 Механизмы внедрения комплаенс – контроля в практику российских коммерческих банков на примере АО «Дальневосточный банк» 92
3.2 Направления дальнейшего совершенствования системы комплаенс – контроля в российских коммерческих банках на примере АО «Дальневосточный банк» ……………………………………………………………………………………………118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 128
ПРИЛОЖЕНИЕ А 149
ПРИЛОЖЕНИЕ В 150
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Официальный сайт Росфинмониторинга: результаты обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.fedsfm.ru/resultsKPMG: Обзор событий в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2021/04/ru-ru-compliance-review-april-2021.pdfЛопашенко Н.А.:Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ: монография. В 2 ч. Ч. I. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22503247Кириленко В.С. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Канд.юрид.наук. Ростов-на-Дону, 2012. – с. 10.
Кернер Х.Х., Дах Э. Отмывание денег. М., 1996. С. 30.
Цоколов И.А. Опыт крупномасштабных финансовых расследований, связанных с легализацией преступных доходов российского происхождения за рубежом: конфискация и возврат. Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект». - М: 1997.
Beare M.E. Tracing of illicit funds: money laundering in Canada. Ottawa, 1990. – 304 р.
Чернов С.Б. Банковская политика «Знай своего клиента» как метод противодействия легализации преступного капитала. Материалы Научнопрактической конференции «Легализация доходов: банковский аспект». - М.: 1997.
Статья 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021). [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/7f756f0b351492331efccfd82ac5f928dcf7bbea/Публичный отчет Росфинмониторинга по национальной оценке рисков легализации преступных доходов. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https:/
Затем были проанализированы модели отмывания денежных средств в теории экономического развития, что дало возможность определить их плюсы и минусы, а также схемы реализации.
Также был рассмотрен правовой аспект противодействия легализации преступных доходов и со стороны международных документов, и со стороны российских нормативно – правовых документов.
Помимо этого, была проанализирована практика администрирования легализации преступных доходов в международной практике с рассмотрением практических ситуаций в Германии, Сингапуре, США, Италии и Франции.
После анализа международных практик администрирования были подвергнуты анализу практические схемы легализации преступных доходов и в международных, и в российских коммерческих банках.