Психологическая помощь в формировании коммуникативных УУД младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях смены образовательной парадигмы и вступления России в мировое образовательное пространство произошла перестройка целевых установок при определении образовательных результатов. Целями образования в настоящее время является не конкретная сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик, а совокупность его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетенций. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников становится возможным благодаря компетентной психологической помощи. Существует ряд исследований по данной тематике, которые в данной работе нам предстоит изучить и проанализировать. Однако с течением времени уже разработанные методы психологической помощи в формировании коммуникативных универсальных учебных действий, как и многое в современном мире, невольно меняется. Изменилось время – появились новые факты, теории, исследования в этой области, которые тоже достойны нашего исследовательского внимания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД…… 7
1.1 Формы УУД как психолого-педагогическая проблема ……… 7
1.2 Проблема коммуникативного развития младших школьников.. 12
1.3 Формирование коммуникативных УУД ……………………….. 16
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ.……………………………….. 20
2.1 Организация и методы исследования ………………………….. 20
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования……………. 30
2.3 Формирующий этап исследования……………………………….. 34
2.4 Результаты формирующего этапа исследования…………..….. 40
Заключение………………………………………………………………. 49
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..................... 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Абрамова, А.А., Козина, Е.Ф. Формирование коммуникативных УУД младших школьников в процессе групповой работы по курсу «Окружающий мир» / А.А. Абрамова, Е.Ф. Козина // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения: материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / сост. и отв. ред.: М.С. Смирнова. – М.: Спутник+, 2016. – 177 с. – С.134-139.
2 Авдеева, Е.И., Саубанова, Л.Р. Формирование коммуникативных УУД: от учебного взаимодействия к сотрудничеству // Санкт-Петербургский образовательныйвестник.2016.№4(4).URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-uud-ot-uchebnogo- vzaimodeystviya-k-sotrudnichestvu (дата обращения: 21.01.2021).
3 Ансимова, Н. П.,Башкатова,Ю. А. Развитие коммуникативной сферы младшихшкольников в процессе организации совместной деятельности с родителями// Ярославский педагогический вестник. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnoy-sfery-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-organizatsii-sovmestnoy-deyatelnosti-s-roditelyami (дата обращения: 16.01.2021).
4 Балдина,М.Ю. Овзаимосвязипонятий «Компетенция», «Компетентность», «Коммуникативная компетентность» // Концепт. 2014. №S25. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-vzaimosvyazi- ponyatiy-kompetentsiya-kompetentnost-kommunikativnaya-kompetentnost (дата обращения: 14.11.2021).
5 Барахоева, И.Б. Педагогическое сопровождение учителей, содействующее развитию у учащихся начальных классов коммуникативных универсальных учебных действий. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2011. № 6. С. 104-109.
6 Братчикова, Ю. В. Групповые взаимодействия обучающихся: анализ современных тенденций // Педагогическое образование в России. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovye-vzaimodeystviya-obuchayuschihsya-analiz-sovremennyh-tendentsiy(дата обращения: 06.06.2021).
7 Бу
Был проведен анализ результатов апробации программы. Соответственно в структуре исследования были выделены три этапа: на первом этапе был проведен констатирующий эксперимент в марте 2021 года, заключающийся в первичной диагностике развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся от 8 до 9 лет.
Следующим этапом в нашей работе на основании результатов, полученных в ходе первичной диагностики, стало проведение формирующего эксперимента в период с марта 2021 года по май 2021 года, с целью разработки и апробации соответствующей программы.
Апробация программы проводилась только на экспериментальной группе, с контрольной группой работа не проводилась. На третьем этапе был осуществлен контрольный эксперимент в апреле 2021 года