Учительские династии. Профессиональный выбор и семейная история
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная жизнь требует, чтобы человек был образован, наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль. И очень важно получать это воспитание и образование с самого раннего детства. Несомненно, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, ведь становление личности начинается с самого раннего детства, так как образование и воспитание начинает играть важную роль в жизни людей. Педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека, и каждый педагог, воспитатель должен бытии всесторонне развитой личностью. Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды. В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно – воспитательных учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3
1 Теоретические подходы к изучению проблемы профессионального выбора педагога ...…...………………………... 10
1.1 Понятие мотивации и мотивов профессионального выбора… 10
1.2 Мотивы выбора педагогической профессии …………….…… 16
2 Влияние семейной истории на мотивацию профессионального выбора учителей Краснодарского края (материалы эмпирического исследования)…………………………………………..…………..…. 35
2.1 Программа исследования ………..……………………………... 35
2.2 Особенности профессионального выбора в учительских династиях …………………………………………....................... 42
Заключение……………………………………………………………….... 58
Список использованных источников…………………………………….. 64
Приложение А Сценарий интервью………......……………………….72
Приложение Б Список респондентов………………………………… 75
Список использованных источников
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Серия Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2004.
2. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий // Психологический журнал. 2001. No 4.Том 17.
3. Алиев Х.М., Яковлев В.Ф., Петров В.Е. Психотехнологии оказания помощи и самопомощи в экстремальных ситуациях: Учебно-методическое пособие. – М.: Группа Абсолют, 2008.
4. Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопр. психол. 1995. No5.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 2013. – 380с.
6. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации // Советская педагогика. - 2013. - No 11.-С. 30-37.
7. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004.
8. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник для студ. учеб. заведений / Е.В. Бережнова. – 3-е изд. – М.: «Академия», 2007. – 128с.
9. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике [Текст]: метод. реком. для студ. / Е.В. Бережнова. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 48 с.45
10. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А. Бикеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
11. Бобровицкая C.B. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз. - Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи. - СПб., 1997.
12. Богатырева М.А. Социокультурный компонент содержания профессионально- ориентированного учебника (английский язык, неязыковой вуз):Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. – М., 2011. – 22с.
13. Богдан Н. Н., Могилёвкин Е. А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного федерального округа) // Университетское управление. 2004. № 3. С. 89-97.
14. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000.
15. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: 2-е изд. М., 1997.
16. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональ-ном общении/ Бойко В.В.– СПб.: Питер, 2005.
17. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – СПб.: Просвещение, 2006.
18. Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. - М.: Просвещение, 2013.- 160с.
19. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоцио-нального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. No2. C. 96-105.
20. Борневассер М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. 1994. Т. 2. No 1(3). 12. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб., 2001.
21. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингво-страноведение в преподавании русского как иностранного. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 2010. - 247 с.
22. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
23. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
24. Водопьянова Н. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1997. Вып. 2 (No 13).
25. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации лич-ности / Под ред. Л. А. Коростылевой. – СПб., 2002.
26. Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. – СПб.: Питер, 2003.
27. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуника-тивных профессиях. Психология здоровья. / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2000.
28. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005.
29. Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С Развитие профессиональной карьерной мотивации у студентов педагогического вуза. Вестник магистратуры. 20141№ 3-1(30). С.80-82 методы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука,1987.-246с.
30. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.- 347 с.
31. Гальперин П.Я. Новые возможности обучения, в частности, иностранным языкам // Вопросы методики преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах. - М., 2011. - С. 12-18. 8. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. Учеб. Пособие для фак. Журналистики и филолог. Фак. Университетов. // Под ред. Проф. А.А. леонтьева. – М.: Высшая школа, 2011.
32. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: пер. с франц. М., 1992.
33. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью. Монография. – Иркутск, 2009.
34. ГОСТ Р 7.0.5. – 2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления URL: http://www.skonline.ru/doc./52532html. 4. Загвязинский, В.И. Методология и методика педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с. 5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования: учеб. пособие для пед. вузов [Текст] / В.И.Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
35. Гринберг Д. Управление стрессом.– СПб: Питер, 2002.
36. Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю. Психология экстре-мальных ситуаций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. – М.: Смысл; Издательский центр Академия, 2009.
37. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности / Резник С. Д., Сазыкина О. А., Фомин Г. Б., Шестернина О. И. М.: ИНФРА-М, 2013.
38. Демина А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно- эмоционального напряжения: учебное пособие / А. Д. Демина. – М.: Просвещение, 2006.
39. Демьянчук Р.В. Как не сгореть у учительского стола: Советы психолога / Под.ред. проф. Л.М. Шипициной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.
40. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 82-86.
41. Ежак Е. В. Психологическое обеспечение профессионального развития педагога в условиях рисков современного образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2017. 42 с.
42. Ежак Е.В. Проблема профессиональной успешности педагога: современные ракурсы анализа // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 3. – С. 258–267.
43. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, No 6.
44. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство лично-сти/ Рос. гос. проф.- пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2004.
45. Изард К. Эмоции человека. – СПб.: Питер, 2005.
46. Ильин Е. П.. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер,— 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). 2002
47. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008.
48. Касаткина, Н.С. Современные средства оценивания результатов
49. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности, и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 6. - С. 35 -44.
50. Коростылева Л. А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. – СПб., 2001.
51. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012
52. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.1. / Ред. А.А. Крылов. Ч.1. СПб., 1995. – С.123–132.
53. Курсовые и выпускные квалификационные работы по педагогике [Текст]: метод. рекомендации для студентов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: ПГУ, 2000. – 39 c.
54. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 2006.
55. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.
56. Макаренко А. С. О воспитании // Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5.
57. Мандель Б. Р. Современная педагогическая психология. Полный курс: иллюстрированное учеб. пособие для студен- тов всех форм обучения. М.: Директ-Медиа, 2015.
58. Матис, В. И. Педагогическая социология : учебное пособие для вузов / В. И. Матис. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11797-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448190 (дата обращения: 16.01.2022).
59. Немов Р.С., Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Центр ВЛАДОС, 2001. – С.495- 496.
60. Николаенко В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. М.: ИНФРА-М. Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. 175 с.
61. Никольская О. Л. Психолого-педагогические основания актуализации творческого потенциала педагога. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 304 с.
62. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИФРА, 1998. URL: http://www.ligis.ru/ psylib/090417/books/petya01/ index.htm (дата обращения: 29.10.2017).
63. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. No 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] / ГАРАНТ.РУ, режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245782/#ixzz50VvzRrUS.
a. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ - Дипломная работа 19.01.2022, 04:14
64. Реан A.A. Психология педагогической деятельности. - Ижевск, 1994.
65. Резник С. Д. Барьеры становления молодых преподавателей // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 112-117.
66. Резник С. Д. Преподаватель вуза: проблемы и перспективы // Вестник московского университета. Сер. «Педагогическое образование». 2011. № 2. С. 49-55.
67. Резник С. Д. Управление кафедрой. М.: ИНФРА-М, 2009.
68. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза. Технологии и организация деятельности. М.: ИНФРА-М, 2011.
69. Резник С. Д., Игошина И. А. Студент вуза. М.: ИНФРА-М, 2015.
70. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004.
71. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология: сборник текстов / Айсмонтас Б.Б. – М.: Наука, 2003. – С.150-153.
72. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.,1982.
73. Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального «выгорания» (на примере деятельности торгового агента): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 2002.
74. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. No 1. С. 156-162.
75. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. No 8. С.84-89.
76. Тумалев В.В. Учительство в ситуации социальных перемен (социоло-гический анализ). – СПб., 1995.
77. Фромм Э.З. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Пер. с англ. Л.А. Чернышевой. – Мн.: «Коллегиум», 1992. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/fromm04/ (дата обращения: 26.11.2015).
78. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. М., 1986. Т. 1, 2.
79. Чернявкая А.П., Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.- 113-114с.
80. Шереги, Ф. Э. Социология труда. Условия труда педагогов : монография / Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-10961-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436454 (дата обращения: 16.01.2022).
81. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999. N 1.
82. Эхо, Ю. Письменные работы в ВУЗах [Текст]: практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации / Ю. Эхо. – 2-е изд., исправ. и доп. М.: Вестник, 1997. – 240 c.
83. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, Курдюмова И. М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. N 3.
84. https://www.diplom-center.ru/136408
85. https://edu.gov.ru/press/2953/obraz-obrazovaniya/
86. Студенческий научный форум – 2015 https://scienceforum.ru/2015/section/2015000871
87. https://westud.ru
Мотив «формально-академического» достижения понимается им как мотивация на отметку, хорошую успеваемость; «потребность достижения» означает яркую выраженность того и другого мотива. Р. С. Вайсман выявил, что мотив творческого достижения и потребность достижения увеличиваются от 3-го к 4-му курсам, а мотив «формально-академического» достижения снижается от 2-го к 3-4-му курсам. При этом мотив творческого достижения на всех курсах значительно превалировал над мотивом «формально-академического» достижения.
В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабаты