Учительские династии. Профессиональный выбор и семейная история

Дипломная работа, в которой при ознакомлении с мотивами выбора профессии автор приходит к выводу, что выбор профессии — один из ответственных моментов в жизни человека, и на мотив выбора профессии влияет множество факторов. По результатам проведённого исследования, отмечается, что большинство респондентов обладает многосторонними мотивами профессиональной деятельности, уделяя должное внимание всем сторонам педагогического процесса.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.10.2022
Объем файла
179 Кб
Количество страниц
70
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная жизнь требует, чтобы человек был образован, наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль. И очень важно получать это воспитание и образование с самого раннего детства. Несомненно, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, ведь становление личности начинается с самого раннего детства, так как образование и воспитание начинает играть важную роль в жизни людей. Педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека, и каждый педагог, воспитатель должен бытии всесторонне развитой личностью. Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды. В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно – воспитательных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3
1 Теоретические подходы к изучению проблемы профессионального выбора педагога ...…...………………………... 10
1.1 Понятие мотивации и мотивов профессионального выбора… 10
1.2 Мотивы выбора педагогической профессии …………….…… 16
2 Влияние семейной истории на мотивацию профессионального выбора учителей Краснодарского края (материалы эмпирического исследования)…………………………………………..…………..…. 35
2.1 Программа исследования ………..……………………………... 35
2.2 Особенности профессионального выбора в учительских династиях …………………………………………....................... 42
Заключение……………………………………………………………….... 58
Список использованных источников…………………………………….. 64
Приложение А Сценарий интервью………......……………………….72
Приложение Б Список респондентов………………………………… 75

Список использованных источников

1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Серия Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2004.

2. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий // Психологический журнал. 2001. No 4.Том 17.

3. Алиев Х.М., Яковлев В.Ф., Петров В.Е. Психотехнологии оказания помощи и самопомощи в экстремальных ситуациях: Учебно-методическое пособие. – М.: Группа Абсолют, 2008.

4. Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопр. психол. 1995. No5.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 2013. – 380с.

6. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации // Советская педагогика. - 2013. - No 11.-С. 30-37.

7. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004.

8. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник для студ. учеб. заведений / Е.В. Бережнова. – 3-е изд. – М.: «Академия», 2007. – 128с.

9. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике [Текст]: метод. реком. для студ. / Е.В. Бережнова. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 48 с.45

10. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А. Бикеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

11. Бобровицкая C.B. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз. - Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи. - СПб., 1997.

12. Богатырева М.А. Социокультурный компонент содержания профессионально- ориентированного учебника (английский язык, неязыковой вуз):Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. – М., 2011. – 22с.

13. Богдан Н. Н., Могилёвкин Е. А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного федерального округа) // Университетское управление. 2004. № 3. С. 89-97.

14. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000.

15. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: 2-е изд. М., 1997.

16. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональ-ном общении/ Бойко В.В.– СПб.: Питер, 2005.

17. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – СПб.: Просвещение, 2006.

18. Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. - М.: Просвещение, 2013.- 160с.

19. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоцио-нального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. No2. C. 96-105.

20. Борневассер М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. 1994. Т. 2. No 1(3). 12. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб., 2001.

21. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингво-страноведение в преподавании русского как иностранного. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 2010. - 247 с.

22. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

23. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

24. Водопьянова Н. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1997. Вып. 2 (No 13).

25. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации лич-ности / Под ред. Л. А. Коростылевой. – СПб., 2002.

26. Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. – СПб.: Питер, 2003.

27. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуника-тивных профессиях. Психология здоровья. / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2000.

28. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005.

29. Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С Развитие профессиональной карьерной мотивации у студентов педагогического вуза. Вестник магистратуры. 20141№ 3-1(30). С.80-82 методы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука,1987.-246с.

30. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.- 347 с.

31. Гальперин П.Я. Новые возможности обучения, в частности, иностранным языкам // Вопросы методики преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах. - М., 2011. - С. 12-18. 8. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. Учеб. Пособие для фак. Журналистики и филолог. Фак. Университетов. // Под ред. Проф. А.А. леонтьева. – М.: Высшая школа, 2011. 

32. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: пер. с франц. М., 1992.

33. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью. Монография. – Иркутск, 2009.

34. ГОСТ Р 7.0.5. – 2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления URL: http://www.skonline.ru/doc./52532html. 4. Загвязинский, В.И. Методология и методика педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с. 5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования: учеб. пособие для пед. вузов [Текст] / В.И.Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

35. Гринберг Д. Управление стрессом.– СПб: Питер, 2002.

36. Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю. Психология экстре-мальных ситуаций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. – М.: Смысл; Издательский центр Академия, 2009.

37. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности / Резник С. Д., Сазыкина О. А., Фомин Г. Б., Шестернина О. И. М.: ИНФРА-М, 2013.

38. Демина А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно- эмоционального напряжения: учебное пособие / А. Д. Демина. – М.: Просвещение, 2006.

39. Демьянчук Р.В. Как не сгореть у учительского стола: Советы психолога / Под.ред. проф. Л.М. Шипициной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.

40. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 82-86.

41. Ежак Е. В. Психологическое обеспечение профессионального развития педагога в условиях рисков современного образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2017. 42 с.

42. Ежак Е.В. Проблема профессиональной успешности педагога: современные ракурсы анализа // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 3. – С. 258–267.

43. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, No 6.

44. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство лично-сти/ Рос. гос. проф.- пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2004.

45. Изард К. Эмоции человека. – СПб.: Питер, 2005.

46. Ильин Е. П.. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер,— 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). 2002

47. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008.

48. Касаткина, Н.С. Современные средства оценивания результатов

49. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности, и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 6. - С. 35 -44.

50. Коростылева Л. А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. – СПб., 2001.

51. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012

52. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.1. / Ред. А.А. Крылов. Ч.1. СПб., 1995. – С.123–132.

53. Курсовые и выпускные квалификационные работы по педагогике [Текст]: метод. рекомендации для студентов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: ПГУ, 2000. – 39 c.

54. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 2006.

55. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.

56. Макаренко А. С. О воспитании // Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5.

57. Мандель Б. Р. Современная педагогическая психология. Полный курс: иллюстрированное учеб. пособие для студен- тов всех форм обучения. М.: Директ-Медиа, 2015.

58. Матис, В. И.  Педагогическая социология : учебное пособие для вузов / В. И. Матис. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11797-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448190 (дата обращения: 16.01.2022).

59. Немов Р.С., Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Центр ВЛАДОС, 2001. – С.495- 496.

60. Николаенко В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. М.: ИНФРА-М. Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. 175 с.

61. Никольская О. Л. Психолого-педагогические основания актуализации творческого потенциала педагога. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 304 с. 

62. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИФРА, 1998. URL: http://www.ligis.ru/ psylib/090417/books/petya01/ index.htm (дата обращения: 29.10.2017).

63. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. No 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] / ГАРАНТ.РУ, режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245782/#ixzz50VvzRrUS.

a. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ - Дипломная работа 19.01.2022, 04:14

64. Реан A.A. Психология педагогической деятельности. - Ижевск, 1994.

65. Резник С. Д. Барьеры становления молодых преподавателей // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 112-117.

66. Резник С. Д. Преподаватель вуза: проблемы и перспективы // Вестник московского университета. Сер. «Педагогическое образование». 2011. № 2. С. 49-55.

67. Резник С. Д. Управление кафедрой. М.: ИНФРА-М, 2009.

68. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза. Технологии и организация деятельности. М.: ИНФРА-М, 2011.

69. Резник С. Д., Игошина И. А. Студент вуза. М.: ИНФРА-М, 2015.

70. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004.

71. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология: сборник текстов / Айсмонтас Б.Б. – М.: Наука, 2003. – С.150-153.

72. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.,1982.

73. Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального «выгорания» (на примере деятельности торгового агента): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 2002.

74. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. No 1. С. 156-162.

75. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. No 8. С.84-89.

76. Тумалев В.В. Учительство в ситуации социальных перемен (социоло-гический анализ). – СПб., 1995.

77. Фромм Э.З. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Пер. с англ. Л.А. Чернышевой. – Мн.: «Коллегиум», 1992. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/fromm04/ (дата обращения: 26.11.2015).

78. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. М., 1986. Т. 1, 2.

79. Чернявкая А.П., Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.- 113-114с.

80. Шереги, Ф. Э.  Социология труда. Условия труда педагогов : монография / Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-10961-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436454 (дата обращения: 16.01.2022).

81. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999. N 1.

82. Эхо, Ю. Письменные работы в ВУЗах [Текст]: практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации / Ю. Эхо. – 2-е изд., исправ. и доп. М.: Вестник, 1997. – 240 c.

83. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, Курдюмова И. М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. N 3.

84. https://www.diplom-center.ru/136408 

85. https://edu.gov.ru/press/2953/obraz-obrazovaniya/

86. Студенческий научный форум – 2015 https://scienceforum.ru/2015/section/2015000871  

87. https://westud.ru

Мотив «формально-академического» достижения понимается им как мотивация на отметку, хорошую успеваемость; «потребность достижения» означает яркую выраженность того и другого мотива. Р. С. Вайсман выявил, что мотив творческого достижения и потребность достижения увеличиваются от 3-го к 4-му курсам, а мотив «формально-академического» достижения снижается от 2-го к 3-4-му курсам. При этом мотив творческого достижения на всех курсах значительно превалировал над мотивом «формально-академического» достижения.
В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабаты