Речь как средство предупреждения агрессивного поведения у подростков с РАС
Введение
Актуальность темы исследования. Нарушение поведения и коммуникации аутичных подростков является актуальной проблемой школьного образования. Аутизм представлен широкой панорамой феноменов - психологической ранимостью, слабой психологической защищенностью, особой уязвимостью по отношению к негативным социально психологическим влияниям, искажающим культурное развитие личности.
Аутизм представляет собой отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой. Термин получил широкое распространение благодаря описанному в 1943 г. Каннером синдрому «раннего детского аутизма» (РДА). Синдром представлен тремя группами трудностей, характеризующих данное нарушение: трудности, связанные с социальным взаимодействием; трудности, связанные с социальной коммуникацией; нарушения воображения и символической игры.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков с расстройствами аутистического спектра 5
1.2. Особенности агрессивного поведения у подростков с расстройством аутистического спектра 16
1.3. Речь и особенности ее применения в работе с подростками с расстройством аутистического спектра для предупреждения агрессивного поведения 20
Заключение 31
Библиографический список 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Айсина Р.М., Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. Руководство для родителей ребенка с расстройством аутистического спектра: вопросы самопомощи и социального развития ребенка. – Москва: РИТМ, 2016. — 216 с.
Алешина, Наталья Викторовна. Клинико-катамнетическое исследование различных форм детского аутизма : специальность 14.01.06 «Психиатрия (медицинские науки)» : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук / Алешина Наталья Викторовна ; Саратовский государственный медицинский университет. – Саратов : [б. и.], 2015. – 28 с. : табл. - Библиогр.: с. 26-28. – Место защиты: Московский государственный медикостоматологический университет им. А. И. Евдокимова. - Текст : непосредственный.
Аутизм. Скрининговые тесты // Аутизм-Иркутск. URL: http://autism38.ru/wp-content/uploads/2018/09/sd.tm_.02.11.cars_.rus_.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
Бойко Е.О., Ложникова Л.Е., Васянина Ю.Ш., Бойчевская Ю.О., Мальфина И.Ю. Актуальные вопросы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно — методическое пособие. — Краснодар, 2017. — 30 с.
Бондаренко Т. А., Федосеева Е. С.. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2018. — № 9. — С. 88–91.
Вергунова А.А., Бовенко А.А. Особенности общения подростков с синдромом аутизма: из опыта просветительского мероприятия, посвященного всемирному дню распространения информации об аутизме // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация, 2019 -. № 1. - С. 241-245.
Виноградова, А. А. Инклюзивное обучение и воспитание как условие для адаптации детей с аутизмом / А. А. Виноградова, М. А. Невзорова. – Текст : электронный // Наука и образование. – 2020. – Т. 3, № 3. – С. 194.
Диагностика аутизма : взаимодействие врачей и родителей в интересах ребенка / Л. М. Мухарямова, Ж. В. Савельева, К. К. Яхин [и др.]. –
Это ошибочное мнение, поскольку неумение вести диалог, договариваться, находить компромиссы и выстраивать сотрудничество не только нарушает взаимодействие ребенка со взрослым, но и не способствует его вхождению в детскую компанию.
При огромных трудностях выстраивания живого диалога с обстоятельствами дети способны к развернутому монологу. Их речь грамматически правильная, развернутая, с хорошим запасом слов, однако может оцениваться как слишком правильная и взрослая («фонографическая»). При возможности сложных интеллектуальных монологов этим детям часто трудно поддержать простой разговор. Интеллектуальное развитие таких детей часто производит блестящее впечатление. Они могут рано проявить интерес к отвлеченным знаниям и накопить энциклопедическую информацию по астрономии, ботанике, электротехнике, генеалогии, и производят впечатление «ходячих энциклопедий».