Особенности развития мышления у леворуких и праворуких детей 6-7 лет
Введение
Функциональная асимметрия рук у человека существовала с древнейших времен и постепенно она повышалась в связи с развивающимся трудом. Человеческое тело симметрично, то есть правая его сторона выглядит зеркальным отражением левой и наоборот.
Среди парных органов исключений нет: левый глаз(ухо, нога, легкое) и только человеческие руки, несмотря на то, что внешне они одинаково выглядят, имеют функциональную неравноценность. Ведущая рука – чаще всего правая, может делать практически всё, на что способна ее напарница, но и так же много того, чего та не умеет. Принято считать, что большинство детей праворукие, но это не так, в нашем современном мире много говорится и о леворуких детях, а так же их талантах. Такие педагоги и психологи как Безруких М.М., Брагина Н.Н., Дейч Г., Спрингер С., Жаворонкова Л.А., Майская А., Райт Э., Светлов Р.С., Семенович А.В. и многие другие изучали вопрос функциональной асимметрии рук и влияние праворукости и леворукости на деятельность ребенка, и его мышление. В процессе обучения одной из ведущих психических функций выступает мышление. Леонтьев А.Н. описывает мышление, как : «… процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания».
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические подходы к изучению развития мышления леворуких и праворуких детей 6-7 лет................................................................................. 6
1.1 Понятие мышления в психологии. Особенности развития мышления у детей 6-7 лет......................................................................... 6
1.2 Психологический портрет леворуких и праворуких детей 6-7 лет. Особенности развития правшей и левшей………………………….…. 9
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития мышления у леворуких и праворуких детей 6-7 лет…………........................ 12
2.1 Организация и методы исследования особенностей развития мышления у леворуких и праворуких детей 6-7 лет .…………………. 12
2.2. Результаты исследования особенностей развития мышления у леворуких и праворуких детей 6-7 лет………………………………….. 15
Заключение ……………………………………………………………………… 21
Список используемой литературы ……………………………………………..23
Список используемой литературы
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Обнинск: Печать, 2013. 242 с
2. Баданина Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие. М.: Флинта, 2012. 448 с.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с
4. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО МОДЭК, 2011. 640 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2001. 536 с
6. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Изд-во МГУ, 2010. 51 с.
7. Зак А.З. Различия в мышлении детей. М.: 2012. 408 с
8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Издательство: МПСИ, 2000. 634 с.
9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2014. 896 с.
10. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2014. 896 с
11. Кроль В.М. Психология и педагогика: учебное пособие для технических вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2013. 325 с.
12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.
13. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм Еврознак, 2011. 672 с.
14. Мухина В.С. Сохрани мою печальную историю. Блокадный дневник Лены Мухиной. Издательство: КоЛибри, 2015. 384 с.
15. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2003. 640 с
16. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 2010. 160 с
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2011. 460 с
18. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: учебное пособие. М.: Генезис, 2011. 319 с.
19. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2010. 272 с
20. Фесенко Ю.А., Лохов М.И. Леворукие дети и процесс обучения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №5. С. 135– 138
21. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей словесно-логического мышления детей: Практическое пособие для психологов. М.: СМОПО, 2010. 62 с
22. Шорохова Е.В.Исследование мышления в психологии. М.: Наука, 2006. 387 с
23. Шохор-Троцкая М.К. Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь. 2013. № 8. С. 65–72
Методика «Субтесты» (разработка Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров) является распространенной и апробированной, она предназначена для исследования словесно-образного мышления детей. Она представляет собой опросник, в котором четыре субтеста составляющих 10 заданий-вопросов. Первый субтест состоит из заданий в котором ребенок озвучивает и вспоминает признаки предметов и простые понятия. Второй субтест заключается в исключении лишнего. Третий субтест включает в себя задания требует от ребенка умственных навыков установления отношений и связи между различными понятиями. Четвертый субтест направлен на операцию обобщение. Более подробная форма методики представлена в приложении Б.