Международный рынок услуг: правовой аспект

Целью магистерской диссертации является изучение сферы услуг на международном рынке, анализ особенностей, проблем и перспектив развития международной торговли услугами для России
Author image
Timur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
12.10.2022
Объем файла
719 Кб
Количество страниц
91
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Торговля услугами является одной из наиболее перспективных сфер мировой экономики, которая стремительно развивается. При усложнении производства и насыщении мирового рынка товарами растет потребность в услугах. Во многих странах мира внешняя торговля услугами выступает основной статьей общего экспорта. Это обусловлено научно-техническим прогрессом в сфере материального производства, углублением международного разделения труда, ростом социально-экономических потребностей. На протяжении длительного времени основное внимание правительств было обращено на создание и развитие инструментов регулирования эффективности международной торговли товарами, в том числе мерам финансовой поддержки экспортеров; заключению региональных торговых соглашений, направленных на устранение барьеров для экспорта товаров. Большинство инструментов поддержки экспорта, которые сегодня предлагают институты поддержки экспорта в России, ориентированы на экспорт товаров, в то время как особое внимание должно уделяться именно сфере услуг.  Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что на развитие международной торговли услугами влияют торговые барьеры и ограничения, урегулировать которые многим странам так и не удается. Кроме того, нарастающий финансово-экономический кризис, вызванный пандемией, привел к значительному замедлению экономической активности в мире, спровоцировал новую волну протекционистских настроений в различных странах, сохранении и появлении новых барьеров в торговле услугами. 

 

Содержание

Введение 3

Главﮦа 1. Услуга как специфический товар на международном рынке…………………………………………………………………………….18

1.1. Понятие международной торговли услугами 18

1.2. Понятие «услуга» в международном торговом праве. Отличительные признаки торговли услугами 20

Глава 2. Международный механизм регулирования торговли услугами 24

2.1. Специфика регулирования торговли услугами на международном уровне 24

2.2. Классификация услуг 42

2.3.  Способы торговли услугами 49

2.4. Барьеры и ограничения торговли услугами……………………….53

Глава 3. Национальный механизм регулирования торговли услугами…………………………………………………………………………60

3.1. Специфика регулирования торговли услугами на национальном уровне 61

3.2. Тенденции развития российского экспорта услуг, угрозы и риски участия РФ в международном рынке услуг ……………...……………………86

3.3. Ограничения и барьеры для развития российского экспорта отдельных видов услуг………………………………………………………..…90

3.4. Тенденции развития IT-услуг………………………………………99

Заключение .108

Библиографический список ..121

Библиографический список

Зарубежное законодательство:

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 15.04.1994//Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.10.2021).;

2. Генеральное соглашение по торговле услугами 1995//Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.10.2021).;

3. «Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)» (1994 год) //Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.10.2021).;

Российское законодательство:

4. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.10.2021);

5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.10.2021);

6. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ// Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 31.10.2021);

7. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 N 87-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс (дата обращения 01.11.2021);

8. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс (дата обращения 01.11.2021);

9. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс (дата обращения 01.11.2021);

10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информационных технологиях и защите информации»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс (дата обращения 01.11.2021);

11. Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных»//Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.10.2021);

12. Федеральным законом РФ от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» »// Справочно-правовая система «Консультант Плюс (дата обращения 01.11.2021);

13. Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://base.garant.ru/12188178/ (дата обращения: 09.11.2021);

14. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 02.07.2021) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.09.2021) // Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.10.2021);

15. Гражданский кодекс от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс (дата обращения 01.11.2021);

16. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) //Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.10.2021);

17. «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2021) //Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.10.2021);

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2017 № 57 «О создании Российского фонда развития информационных технологий» // Правительство России [Официальный сайт]. URL: http://government.ru/docs/26221/ (дата обращения: 09.11.2021);

19. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р <Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года> (вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года");

20.   Приказ Минкомсвязи России от 01.05.2015 № 96 «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения» // Минкомсвязь России [Официальный сайт]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/docu ments/4548/ (дата обращения: 09.11.2021). Учебная литература:

21. Белов, В. А.  Международное торговое право и право ВТО в 3 кн. Книга 1. Понятие и источники международного торгового права. Обычное и конвенционное (договорное) международное торговое право : учебник для вузов / В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 347 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01912-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451764 (дата обращения: 20.04.2020);

22. Белов, В. А.  Международное торговое право и право ВТО в 3 кн. Книга 3. Наднациональное международное торговое право (право ЕС и ВТО) : учебник для вузов / В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 218 с.;

23. Бирюкова О.В. Регулирование международной торговли услугами. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. - 203 с.; 

24. Буценко И.Н., Тарноруцкая А.Л. Мировой рынок услуг: сущность, особенности, отраслевая структура // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №1 (дат: 21.04.2020); 

25. Воронцова Н.А. Либерализация торговли в рамках Евразийского экономического союза (на примере Соглашения ЕАЭС - Вьетнам) // Московский журнал международного права. 2015. N 4. С. 103 – 115;

26. Гетьман-Павлова, И. В. Международное частное право в 3 т. Том 1 общая часть : учебник для бакалавриата и магистратуры / И. В. Гетьман-Павлова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 249 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс);

27. Гетьман-Павлова, И. В. Международное частное право в 3 т. Том 2. Особенная часть : учебник для бакалавриата и магистратуры / И. В. Гетьман-Павлова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 396 с.;

28. Калинкина, Г. Е. Международная торговля в системе мировой экономики. ВТО. Содействие управлению торговыми потоками [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Г. Е. Калинкина, И. Ю. Трибушный. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 229 c. — 2227-8397;

29. Кузнецова Г.В., Подбиралина Г.В.-МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.: Издательство Юрайт,2017-433-Бакалавр и магистр;

30. Кузнецова, Г. В. Международная торговля товарами и услугами : учебник и практикум для вузов / Г. В. Кузнецова, Г. В. Подбиралина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 720 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13547-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 581 — URL: https://urait.ru/bcode/468014/p.581 (дата обращения: 18.11.2021);

31. Нестеров А.К. Международная торговля услугами // Энциклопедия Нестеровых;

По данным статистики Центробанка, которую изучили «Известия», внешняя торговля услугами России в июне 2021 года стала профицитной: экспорт превысил импорт на $126,7 млн. Положительное сальдо по итогам месяца было зафиксировано впервые как минимум за четыре года, а в квартальных данных профицита не было и вовсе с 2001-го. Самое сильное превышение экспорта над импортом было зафиксировано в сфере транспортных (719 млн., поскольку Россия экспортировала транспортных сервисов на $1,5 млрд, а импортировала только на $848 млн.) и IT-услуг (положительное сальдо по итогам июня $232 млн — поставлено было сервисов на $652 млн, а приобретено на $420 млн). Несмотря на профицит, показатели всё равно остаются ниже уровня 2019 года, констатировали эксперты. Стоит отметить, что по итогам всего II квартала сальдо тоже оказалось положительным и достигло $1,6 млрд. Для транспортных услуг профицит — явление типичное (в июне прошлого года он составил $459 млн, а во II квартале — $1,5 млрд.) Профицит в сфере IT-услуг значительно вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и увеличился почти в 13 раз (в июне 2020-го он составлял всего $18,7 млн). А по итогам II квартала внешняя торговля в секторе IT оказалась в плюсе на $472 млн, что почти в три раза больше результата апреля–июня 2020-го.  В остальных же отраслях в июне, и по итогам квартала сохранился традиционный дефицит.