Психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования курсовой работы: выявить наиболее оптимальные психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
12.10.2022
Объем файла
90 Кб
Количество страниц
29
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. В последнее время в теории и практике дошкольного образования уделяется много внимания проблеме детской тревожности.  Психологи определили такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если взрослые не удовлетворены своей работой (или являются безработными), жилищными условиями, материальным положением, личными взаимоотношениями.
Отрицательными последствиями для тревожного ребенка являются сни-жение самооценки, рост нерешительности в себе, страх ошибиться, сделать что-то не так. Отсюда возникает зависимость от других и несамостоятельность. Сегодня таким детям требуется  особый подход и психологическая помощь.
Для ребенка старшего дошкольного возраста семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Находясь в семье, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как хорошее, так и негативное влияние. Таким образом этот ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка является его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..…………3
1 Теоретические основы проблемы коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста….………………..………………………....6
1.1 Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема……………..……………………...……...6
1.2  Психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста………...……………………...……………...12
Выводы по первой главе………………………………………………………..18
2 Опытно-экспериментальная работа по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста……….……………………………………20
2.1 Выявление уровня тревожности у детей старшего дошкольного возрас-та………………………………………………….……………………….20
2.2 Содержание работы по созданию психолого-педагогических условий коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста…..……....23
Выводы по второй главе………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы…………………………………………..30

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Е. Алексеева. - СПб.: Нева, 2008. – 383 с.

2. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – СПб: Пи-тер, 2014. – 240 с.

3. Березина, Т.А. Игра как средство коррекции поведения дошкольника [Текст] / Т.А. Березина. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 218 с.

4. Богачкина, Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость [Текст] / Н.А, Богачкина, Р.Н. Сиренко. – Ярославль, Академия развития, 2014. – 163 с.

5. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для практических  работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 252 с.

6. Василюк, Ф.Е. Психологические переживания [Текст] / Ф.Е. Василю. – М.: Просвещение, 2014. – 278 с.

7. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-методическое пособие / С.В. Велиева. –  СПб.: Речь, 2015. – 240 с.

8. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Книголюб, 2011. – 214 с.

9. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / А.И. Захаров. – М.: Эксмо-пресс, 2010. – 448 с.

10. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: испр. недостатков характера у детей и подростков [Текст] : Кн. для учителя / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 2010. – 312 с.

11. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л.М. Ко-стина. – СПб.: Речь, 2011 – 160 с.

12. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 2012. – №1. – С. 131 – 138.

13. Матвеева, О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми [Текст] / О.А. Матвеева. – М.: Эксмо-пресс, 2011. – 158 с.

14. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры [Текст] : пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. – М.: Просвещение, 2011. – 216 с.

15. Панфилова, М.А. Тревожность и ее коррекция у детей [Текст] / М.А. Панфилова // Школа здоровья. – 2016. – №1. – С. 17 – 28.

16. Преодоление тревожности и страхов у детей [Текст] : диагностика, кор-рекция, рекомендации / сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.

17. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности [Текст] / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2011. – 156 с.

18. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т.В. Антонова, Е.М. Волкова, Н.И. Мишина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 42 – 52.

19. Репина, Т. А. Неуверенный ребенок [Текст] / Т.А. Репина, Т.О. Смолева // Дошкольное воспитание. – 2010. – №3. – С. 14 – 31.

20. Филиппова, Л.В. Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : учебное пособие для ВУЗов / Л.В. Филиппова, Н.Ю. Молостова. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2012. – 421 с.

21. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. – М.: Глобус-микро, 2010. – 195 с.

22. Шишова, Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно [Текст] / Т.Л. Шишова. – СПб.: Речь, 2007. – 187 с.

40% испытуемых имеют высокую тревожность. Данные дети производи-ли наибольшее число отрицательных эмоциональных выборов в ситуациях, обладающих наиболее высоким проективным значением. Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок - ребенок» (игра с младшими детьми, агрессивное нападение, изоляция). 
50% испытуемых имеют средний уровень тревожности. Данным детям свойственны уравновешенность, собранность, уверенность в своих силах. Они воспринимают угрозу своей жизни, репутации, деятельности только когда она реально существует. Такие дети адекватно воспринимают замечания, советы в свой адрес. Тревожность у них возникает лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях (экзамен, стрессовые ситуации). 
10% испытуемых имеют низкий уровень тревожности. Данным детям характерно ярко выраженное спокойствие, они не воспринимают угрозу своему престижу, самооценке даже когда она реально существует. Такие дети спокойны, считают, что лично у них нет поводов и причин волноваться за свою жизнь, репутацию, поведение и деятельность. Вероятность возникновения конфликтов, срывов, аффективных вспышек у них крайне мала.