Судебная защита прав человека и гражданина
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. «Нет человека, который не любил бы свободу, но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый только для себя» сказал немецкий мыслитель и публицист Карл Людвиг Берне. Он отстаивал доктрину свободы человека, равенство всех перед законом и являлся сторонником демократической справедливой формы правления.
Человек получает определенные права при рождении, и в дальнейшем на протяжении всей жизни может ими распоряжаться, однако, каким образом эти права будут использоваться человеком, будет зависеть от времени и государства, в котором он будет проживать.
Права принадлежат всем людям на планете, и лишиться их невозможно. Права человека представляют собой сложное и многомерное явление. В современный период, права наделены определенными благами, к которым относятся: экономические, политические, культурные, социальные и гражданские блага. В связи с развитием прав человека возникает вопрос: «Нужны ли современному человеку права?». Ответ возникает сам собой: конечно права нужны. Права человека представляют собой гарант существования человека и достойного его проживания в социуме, на что указывает факт закрепления прав человека в значимом для всего мира документе Всеобщей декларации прав человека .
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Концептуальные подходы в определении понятия прав человека и гражданина 7
§ 1. Международно-правовые механизмы судебной защиты 7
§2. Необходимость защиты прав человека и гражданина 12
Глава 2. Концептуальные правовые механизмы в определении понятии прав человека и гражданина 22
§ 1. Проблемы реализации и защиты прав человека через призму Конституции Российской Федерации 22
§ 2. Роль международного суда 39
Глава 3. Национальные правовые механизмы судебной защиты 47
§ 1. Эволюция становления (формирования) прав человека и гражданина 47
§ 2. Современные подходы в понимании прав человека и гражданина 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЯ 71
БИБЛИОГРАФИЯ
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 1 июля 2020 года) // Российская газета. №237. 1993; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. №12.
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст. 163.
4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета. №67. 1995.
5. Протокол №15 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 24 июня 2013 года. Режим доступа: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/213 (дата обращения 14.11.2021).
6. Протокол №14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 13 мая 2004 года // Бюллетень международных договоров. 2010. №4.
7. Протокол №11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 11 мая 1994 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №44. Ст. 5400.
8. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ (ред. от 6 февраля 2020 года №13-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. №1 (часть 1). Ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2020.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 16 декабря 2019 года №430-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №32. Ст. 3301; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.12.2019.
12. Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 1 июля 2021 года №265-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №47. Ст. 4472; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.07.2021.
13. Приказ Генпрокуратуры РФ от 7 декабря 2007 года №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. 2008. №3.
14. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26 ноября 2007 года №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // Законность. 2008. №2.
II. Основная и специальная литература
15. Агишев Р.А. Конституционные основы и гарантии права человека и гражданина на объединение в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2014. №3. С. 37-46.
16. Арбузкин А.М. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью? // Конституционное и муниципальное право. 2016. №2. С. 18-25.
17. Баранова С.А. Особенности правового статуса Немецкого института по правам человека как национального правозащитного учреждения. Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2019-8/25-baranova.pdf (дата обращения 24.11.2021).
10 октября 2003 года Пленум Верховного Суда РФ вынес постановление, согласно которому «…исполнение судебных решений, затрагивающих Российскую Федерацию, предполагает при необходимости обязательство правительства принимать индивидуальные меры, направленные на устранение нарушений прав человека, закрепленных в Конвенции, и последствий этих нарушений для заявителя, а также общие меры по предотвращению повторения таких нарушений. Суды должны действовать в пределах своей юрисдикции таким образом, чтобы выполнять обязательства правительства, вытекающие из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод» .
При этом А.И. Ковлер подчеркивает, что, невзирая на многолетнюю правую позицию Верховного Суда РФ, неоднократно признающую приоритетность международных договоренностей и решений ЕСПЧ, он все же стал акцентировать внимание на необходимости адекватного их выполнения.
Не наблюдается и активного законотворческого процесса в сфере защиты прав, свобод и интересов граждан России. Решения ЕСПЧ не исполняются годами, процесс принятия изменений и дополнений во внутригосударственную нормативно-правовую базу затянут часто на неограниченный срок. Россия продолжает занимать лидирующие позиции и по числу неисполненных решений Страсбургского суда.