Психосоматические расстройства у детей в зависимости от состава семьи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последнее время все больше статей и исследований посвящено теме психосоматических заболеваний. Отметим, что психосоматика – это направление в медицине и психологии, которое исследует влияние психологических факторов на возникновение заболеваний [4]. Основным постулатом этой науки является утверждение, что в основе психосоматического заболеваний лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах.
Как утверждает И.Г. Малкина-Пых, специалист в области психосоматики, «по данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты врачей, относятся к группе психосоматических больных».
Конечно, большое влияние на развитие ребенка и возникновение у него положительного отношения к миру, психологического благополучия либо напротив тревожности, психосоматических расстройств оказывают родители.
В современном мире часто дети воспитываются в неполной семье, что также име
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТАВА СЕМЬИ 5
1.1. Анализ понятия «психосоматическое расстройство» 5
1.2. Характеристика влияния семьи на развитие детей 10
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 16
2.1. Организация исследования 16
2.2. Анализ результатов исследования 19
Выводы по 2 главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александер Ф. Психосоматическая медицина: Принципы и применение. М.: Прогресс-Культура, 2014. 211 с.
Амонашвили, Ш. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. М., Амрита, 2010. 376 с.
Баранов А. А. Материнско-детское эмоциональное взаимодействие как фактор формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1(29). С. 128-134.
Березанцев А.Ю. Теоретические и практические аспекты соматоформных расстройств и психосоматики (сообщение 1) // Российский психиатрический журнал. 2001. № 5. С. 4-10.
Василенко В. Е., Сергуничева Н. А. Семейные предикторы интерперсональной эмоциональной компетентности старших дошкольников // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 4 (106). С. 29-48.
Вассерман Л.И. Психологическая защита и аффективные расстройства у пациентов в ситуации витальной угрозы // М.; Социальная и клиническая психиатрия, 2016. С. 89-92.
Викулова Ю. А. Роль семьи в генезе психосоматических расстройств у детей // Материалы секционных заседаний 60-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ. 2020. С. 310-313.
Вильдгрубе С.А. Совладающее поведение и защитные психологические механизмы пациентов при психосоматических расстройствах разного типа // Вестник Донецкого национального университета. 2019. № 3. С. 86-93.
Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные психические расстройства: Справочник.К, 1997. 104 с.
Гордеева К.С. Теоретические основы юнгианской парадигмы в исследовании психосоматических расстройств// Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2021. № 2. С. 61-69.
Дмитриева Н.Ю. Детская психосоматика. Почему болеют наши дети? 2018. 109 с.
Еремина Н.Ю. Психосоматические расстройства у детей в семьях с различными стилями семейного воспитания // Поволжский педагогический вестник. 2015. №4 (9). С.21-24.
Еремина Ю. А. Ранний материнский копинг и его взаимосвязь с психосоциальным ра
В том случае, если мать дистанцируется во взаимоотношении с ребенком, не вовлечена эмоционально, игнорирует витальные, социальные потребности младенца, то у последнего могут развиться психосоматические расстройства [7].
Также в дошкольном возрасте при отсутствии поддержки со стороны матери и отца, у ребенка повышается вероятность возникновения эмоциональных и психосоматических нарушений [23].
Важное влияние на развитие ребенка оказывается тип семейного воспитания, основными из которых являются гипер- и гипоопека, фобия утраты, неразвитость родительских чувств, примитивизм семейных представлений и т.п. Исследователи отмечают, что в семьях, где характеристикой воспитания можно назвать гиперпротекцию, недостаточность требований, обязанностей и запретов чаще встречаются психосоматические расстройства у детей. Правильный стиль воспитания должен включать выраженные требования к ребенку, адекватность обязанностей и небольшое