Самоотношение юношей и девушек с различной степенью выраженности маскулинности и феминности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Вопросы гендерной психологии весьма актуальны в современной России ввиду изменений, происходящих в обществе. Гендерные роли и стереотипные представления о мужчинах и женщинах претерпевают постепенные изменения, которые по большей части оказывают или окажут в дальнейшем влияние на подрастающее поколение, готовящееся покинуть школу и выйти во взрослую жизнь. В настоящий момент мы можем наблюдать стирание границ между мужским и женским в профессиональном отношении, образовании, манере говорить и одеваться.
Гендерная идентификация является одним из важнейших процессов в жизни молодого человека, касающимся как его личной, так и профессиональной жизни, ее успешности и гармоничности. Половое развитие ребенка неотделимо от общего развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание – не только явление биологическое, но и социальное, является одной из основных особенностей подросткового возраста. Утверждая свою принадлежнос
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Теоретический анализ научного поля «гендер»
1.1.1.Пол и гендер. Психологический пол………………………………………………...
1.1.2.Гендер в теории гендерных схем Сандры Бем…………………………………….
Патриархатные и эгалитарные гендерные нормы………………………………...
Гендерные роли и стереотипы……………………………………………………...
Особенности подросткового возраста и формирование психологического пола
Проблема взаимосвязи психологического пола и
самоотношения личности в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИННОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования
2.2.1Взаимосвязь между показателями маскулинности, феминности, андрогинности и самоотношением личности
2.2.2 Особенности самоотношения юношей и девушек с феминной андрогинностью и маскулинной андрогинностью
2.2.3 Взаимосвязь между выраженностью категорий маскулинности/феминности у юношей и девушек и стереотипами их восприятия мужчин и женщин
2.2.4 Взаимосвязь между реальной маскулинностью/феминностью и желаемой маскулинностью/феминностью у юношей и девушек
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Методики диагностики
1.1.Полоролевой опросник Сандры Бем;
1.2.Опросник С. Бем (модифицированный вариант И.С. Клециной о стереотипах);
1.3.Опросник самоотношения Столина В.В., Пантилеева С.Р.
1.4.Тест Т. Лири (модификация Ю. А. Решетняк, Г. С. Васильченко)
Приложение 2 Таблица первичных данных
Приложение 3 Статистические таблицы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. – 367с.
Астафьев П. Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов. -- М.: 1899.
Бем С. «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов» : СПб.: Питер, 2006
Бендас Т.В. -- «Психология лидерства»: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2009
Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. -- СПб.: Питер, 2006.
Белкин А.И. Формирование личности при смене пола // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. – С.197-205
Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) // Соотношение биологического и социального в человеке / под ред. В.М.Банщикова и Б.Ф.Ломова. – М.: Книж. фабрика №1, 1975. – С.777-790.
Берн Ш. Гендерная психология СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007
Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 108–125.
Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.
Воронина О. А. Основы гендерной теории и методологии. М.: МЦГИ — МВШСЭН, 2001
Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
Данилова Л. Гендерное образование : европейский взгляд // Директор школы. – 2015. – № 4. – С. 94–99.
Денисова А. Феминность и маскулинность // Женщина плюс. 2003.№1.
Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной -- Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии. Введение в гендерные исследования. Ч.1:уч.пособие/под ред. И. А. Жеребкиной . СПб.,2001
Ильин Е. П. «Пол и гендер» - Спб.: Питер, 2010
Исаев И. Ф. Формирование диалогичности взаимоде
С другой стороны, в этом же исследовании было установлено, что такие качества, как лень, заносчивость, хвастливость и неорганизованность, в разных культурах приписываются разным гендерам.
Поскольку гендерные стереотипы зависят от принятых в данном обществе гендерных ролей, их содержание и степень выраженности могут различаться в разных культурах и меняться на протяжении истории в рамках одной культуры вместе с гендерными ролями. Распространённое в западных обществах представление о том, что женщины от природы неспособны обращаться с техникой, утратило популярность во время Второй мировой войны, когда женщины массово заменили мужчин на производстве. С другой стороны, как отмечают некоторые исследователи, идея о природной непригодности женщин к производительному труду никогда не распространялась на женщин рабочего класса, которые всегда совмещали работу вне дома с домашним трудом.[54]
Гендерные различия давно привлекают внимание учёных из раз