Межличностное общение как фактор социализации младших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В дошкольном возрасте складываются межличностные отношения, которые отражают взаимосвязи участников в конкретной ситуации развития общества. На разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития, несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю.
Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной. По словам С.Л. Рубинштейна, «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек».
Значительное место занимает изучение ребенка-дошкольника в системе его отношений со сверстниками в дошкольном учреждении, так как этот возрастной период является главным периодом в воспитании подрастающего поколения. В эти годы в общении детей зарождаются сложные взаимоотношения, которые серьёзно влияют на развитие и становление личности. На основе выше изложенного мы приходим к выводу о необходимости изучения взаимоотношений детей, для того чтобы создать для каждого дошкольника в группе детского сада комфортный эмоционально-психологический климат.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Младший дошкольный возраст: индивидуальные особенности и специфика социализации 6
1.2. Межличностное общение в системе социализации младших дошкольников 10
1.3. Специфика межличностного общения в условиях семейного воспитания 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 22
2.1. Исследование уровня развития межличностного общения младших дошкольников 22
2.2. Содержание работы по развитию межличностных отношений младших дошкольников 30
2.3. Выявление динамики уровня развития межличностного общения младших дошкольников 31
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтухова Т.А.,Артемова С.В.Состояния средств коммуникации у неговорящих детей младшего дошкольного возраста // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №1-1. С. 54-57
2. Билялова, З. Ш. Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи / З. Ш. Билялова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 82-83
3. Бухтиярова И.Н. Межличностные отношения детей и родителей: теоретико-методологический анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №3. С. 28-31
4. Володина Ю.А. Исследование межличностных конфликтов в дошкольном возрасте // СГН. 2019. №1 (3). С. 557-562
5. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 281 с. — ISBN 978-5-534-07290-7.
6. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 425 с. — ISBN 978-5-534-07209-9.
7. Дементьева И.Ф., ГоленковаЗ.Т. Теория семейного воспитания в общетеоретическом контексте социальных наук // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. №3. С. 41-46
8. Загвязинский, В. И. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова; под редакцией В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 448 с. — ISBN 978-5-534-01310-8.
9. ЗебзееваВ.А., Карева С.М. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-4.
Организована диагностика развития межличностного общения у младших школьников, она состоит из 5 этапов. В результате диагностики выяснилось, что уровень коммуникативных способностей младших дошкольников невелик.
Эксперимент проводился с целью формирования коммуникативных способностей и формирования хороших отношений со сверстниками. Для этого создан цикл развития отношений между 7 группами. Эти занятия проводились по группам и продолжались 1 раз в неделю по 30 минут.
В результате проведенного нами эксперимента сформировались представления о нормах взаимоотношений детей дошкольного возраста и о необходимости развития хороших взаимоотношений со сверстниками в повседневной жизни.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что игровой метод, создание проблемных ситуаций, практические занятия при проведении экспериментов положительно влияют на формирование межличностных отношений у детей младшего школьного возраста.