Формирование и развитие оркестрового исполнительства в академических русских народных хорах

В данной магистерской диссертации выявлено разнообразие академических русских народных хоров. Охарактеризована роль аккомпанемента и состав инструментария в оркестре хора.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
10.10.2022
Объем файла
182 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3040 руб.
3800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из главных региональных сегментов народной инструментальной культуры России является оркестровое исполнительство в академических русских народных хорах.
Основным объектом этого исследования является инструментальное (оркестровое) исполнительство на Кубани. В существующей практике раскрываются такие особенности, как необычайно широкая распространенность, большая численность и разнообразие национальных оркестровых коллективов, имеющих достаточно высокий профессиональный исполнительский уровень. Все эти факторы позволили создать благоприятные условия для создания большого количества высококвалифицированных оркестров не только в больших городах, но и в малых населенных пунктах. Не менее важно, что, несмотря на неблагоприятные тенденции социально-экономического и политического переустройства страны в 1990-е годы, большинство оркестров продолжили свою творческую жизнь.
Однако, в целом по России, данное направление коллективного творчест

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. АКАДЕМИЧЕСКИЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРЫ…………...8

1.1 Становление и развитие профессионального народно-певческого исполнительства.................81.

2 Академические русские народные хоры……………………………………..18

1.2.1 Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого…………….19

1.2.2 Государственный академический Северный русский народный хор………………23

1.2.3 Оренбургский государственный академический русский народный хор……………26

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ХОРА И ОРКЕСТРА (НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ХОРА)…….32

2.1 История развития Кубанского казачьего хора……………………………32

2.2 История становления оркестра Государственного академического Кубанского казачьего хора……………………………………………………….34

ГЛАВА 3. ОРКЕСТРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ХОРА)……..41 

3.1 Проблемы народно–оркестрового исполнительства: искусство аккомпанемента, исполнение оригинального репертуара и переложений.……41

3.2  Жанрово–текстологический анализ  песен Кубанского казачьего хора..48

3.3 Методика работы с оркестром…… .50

3.3.1 Подготовительный процесс к репетиционном периоду. Практическая работа дирижера с оркестром…………52

3.3.2 Репетиционная работа…………………………………………………54

3.3.3 Особенности деятельности руководителя в условиях учебно-воспитательной работы………56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арутюнов, В. Д. История оркестрового исполнительства на Кубани: рабочая программа для студентов Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова, обучающихся по специальности 53.02.03 (070102) «Инструментальное исполнительство» специализации «Оркестровые духовые и ударные инструменты» / В. Д. Арутюнов. – Краснодар, 2016. – 20 с.

2. Арутюнов, В. Д. Оркестровый класс: профессиональная образовательная программа по специальности 071301 «Народное художественное творчество» специализации «Оркестр духовых инструментов» / В. Д. Арутюнов. – КГУКИ, 2012. – 18 с. 

3. Архангельский север в документах истории с 1946 по 1993 год. Хрестоматия в 2 т. Том 2. С. 31

4. Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

5. Асафьев, Б. О народной музыке / сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

6. Асафьев, Б. О хоровом искусстве. Составление и комментарии А. Б. Павлова-Арбенина. – М., «Музыка», 1980. – 108 с.

7. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л. А. Баренбойм // Статьи и очерки. – Л.: Музыка, 1974. – 336 с.

8. Батагова, Т. Э. История дирижерского искусства: Учебная программа по специальности «Дирижирование», специализации 'Дирижирование оркестром народных инструментов, М.: Спутник+. 2017. С.36.

9. Батагова, Т. Э. История оркестровых стилей: Учебная программа по специальностям «Дирижирование оркестром народных инструментов», «Музыкально-исполнительское искусство» (профиль подготовки «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты»). М.: Спутник +. 2017. 40с

10. Белик, П. А. Методика преподавания дисциплин дирижерского профиля / П. А. Белик // Авторская программа для кафедр и факультетов народных инструментов музыкальных вузов. – Астрахань, 2002. – С. 13.

11. Берлиоз, Г. Дирижер оркестра / Г. Берлиоз // Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. – М., 1972. – С. 510-524.

12. Бернстайн, Л. Музыка – всем / Л. Бернстайн. – М., 1978. – 258 с.

13. Бигдай, А. Д. Песни кубанских казаков. / А.Д. Бигдай; В редакции В. Г. Захарченко. Т. 1. - Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1992. - 440 с. 3 - 8.

14. Блок, В. М. Оркестр русских народных инструментов. Москва: Музыка, 1986.

15. Блок, О. А. Оркестровый класс как социально-культурный и педагогический феномен: Монография / О.А. Блок, Н.Ф. Семенова. – Хабаровск: ХГИК, 2017. – 114 с. 

В 1936 году хор им. Пятницкого приобрел статус профессионального коллектива и вошел в состав Московской государственной филармонии. В 1938 году в коллективе появилась танцевальная группа. Ее балетмейстером стала Татьяна Алексеевна Устинова. Талантливый хореограф, проработала более 60 лет и создала огромное количество хореографических постановок.
В этом же году состав коллектива пополнился оркестровой группой, руководителем которой стал Василий Васильевич Хватов. Выдающийся музыкальный руководитель, сумел создать уникальный оркестр, звучание которого украсили и разнообразили такие инструменты, как: баяны, жалейки, балалайки, домры, гармони, гусли, рожки, балалайка-контрабас, трещотки. Различная музыкальная техника добавила в звучание оркестра новые краски, отражающие настроение исполняемых песен и танцев.
В р