Взаимосвязь семейных отношений и девиантного поведения подростков
Введение
Формирование личности происходит под влиянием социальных факторов. Главным социальным фактором каждой личности является семья. Как следствие, в психологии, философии, педагогике и других науках рассматриваются вопросы, связанные с семьёй: взаимоотношения детей и родителей; взаимоотношения детей, внутри семьи; супружеские отношения и внутрисемейный климат. Естественно, что дети проводят большую часть своей жизни в семье. Отсюда следует, что семья влияет в большей степени на формирование каких-либо психологических и поведенческих особенностей, в том числе и девиаций.
Семья играет большую роль в формировании личностных особенностей подростков. Ведь семья является сложнейшей системой. Каждый её участник выполняет свою роль, удовлетворяет различные потребности других участников и неисполнение ролей ведёт к тому, что происходит сбой в системе, а это не может не отразиться на личности ребёнка.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...... 2
ГЛАВА 1 Теоретический анализ подходов к изучению проблем семьи и девиантного поведения…………………………………………………… 4
1.1.Семья как психологическая система…………………………………...... 4
1.2. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема………………………………………….........………………………. 7
1.3. Семейные отношения и их взаимосвязь с развитием девиаций у подростков…………………………………………………………………...... 10
ГЛАВА 2 Описание и обоснование выбранных методик………………. 16
2.1 Описание методики «Склонность к девиантному поведению», автор Леус Э.В……………………………………………………………………….. 16
2.2. Описание методики «Взаимодействие родитель-ребенок», автор Марковская И.М. ……………………………………………………………... 19
ГЛАВА 3 Анализ и обсуждение полученных результатов исследования взаимосвязи семейных отношений и девиантного поведения подростков………………………………………………………. 24
3.1. Результаты исследования с помощью методики «Склонность к девиантному поведению», автор Леус Э.В………………………………….. 24
3.2. Результаты исследования с помощью «Взаимодействие родитель-ребенок», автор Марковская И.М.……………............................................... 26
3.3. Статистический анализ взаимосвязи семейных отношений и девиантного поведения подростков…………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………………………. 34
Выводы………………………………………………………………………… 36
Список использованных источников……………………………………....... 37
Приложения………………………………………………………………….... 39
Список использованных источников
Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 214 с.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 608с.
Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия / Изучение влияния воспитания и семейных отношений/ Пер. с англ.: Ю. Брянцева, Б. Красовский. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1888 с.
Варга А.Я. Типы родительского отношения. - Самара: СамГПУ, 2007. - 88 с.
Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ, Психология. 2006. №4.
Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания. - М.: Новая школа, 1999. -78с.
Выготский, Л. С. Педология подростка // Выготский, Л. С. Соб. соч.: в 6 т. — М„ 1984. -Т. 4.
Гедденс Э. Социология. Агенты социализации. Москва-1999
Гурьева В.А. "Юношеские психопатии и алкоголизм", М.,2007. -305с.
Кон И. С. Общение и самосознание // Социально–психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. – М., 1971. – С. 85–108.
Кон И. С. Психология юношеского возраста. – М., 1979.– С. 175.
Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М., Экономика, 1993г.-543с.
Кричевец А. Н., Шикин Е. В., Дьячков А. Г. Математика для психологов. – Флинта, 2005.
Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Вопросы философии. - 1966. - №12.
Леус Э.В. Методическое руководство по применению теста СДП (склонность к девиантному поведению) (электронный ресурс), режим доступа: https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2020/10/sdp.pdf (дата обращения 10. 04.2022).
Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1980. - 32
Либеральный стиль характеризуется низким уровнем контроля со стороны родителей и тёплыми взаимоотношениями между родителями и их детьми. Недостатком данного стиля воспитания, по мнению психолога является излишняя свобода действий.
Безразличный стиль характеризуется отсутствием контроля и прохладными взаимоотношениями. Таких родителей олицетворяют люди, обременённые собственными проблемами и не обращающие внимания к проблемам своих детей.
Так же Д. Бомринг утверждает, что авторитарное воспитание влияет на формирование девиантного поведения у подростков. Ребенок должен быть послушным и воспитанным. Именно эта мысль внушается родителями своему ребёнку с самого раннего детства. Таким образом, с детства подавляется воля, самостоятельность и эмоции ребенка.
Как можно увидеть из всего вышесказанного, семья оказывает большое влияние на развитие подростка, формировании у него нравственных качеств.