Социально-психологическая адаптированность девиантных подростков
Введение
Приступая к исследованию проблемы социально-психологической адаптации индивида с девиантным поведением необходимо, прежде всего, определить и сформулировать понятийный аппарат.
Понятие адаптации играет важную роль в различных отраслях современной науки, в том числе и в психологии. В прикладных областях (медицинской психологии, изучение девиантного поведения и др.) большое внимание уделяется заботе о личности в данной среде и преодолению ее адаптации.
Однако при рассмотрении теоретических проблем, особенно личностно-психологических, проблемам адаптации специалисты придают особое значение, например, как первому этапу личностного становления личности, входящей в относительно устойчивую социальную общность, или вообще говоря отрицательно. от применения этого понятия до момента, когда представление об адаптивной функции психики и личности объявляется ложным.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптированности девиантных подростков
1.1. Основные подходы в научной литературе к формированию девиантного поведения у подростков……………………………………7-17
1.2. Социально-психологические причины девиантного поведения подростков………………………………………………………………..18-22
1.3. Система работы с подростками с девиантным поведением…23-28
1.4. Социально-психологическая адаптированность подростков с девиантным поведением………………………………………………....29-33
Выводы по главе 1………………………………………………………..34-36
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической адаптированности девиантных подростков
2.1. Организация эмпирического исследования социально-психологической адаптированности девиантных подростков………37-38
2.2. Методы изучения социально-психологической адаптации………39-42
2.3. Результаты исследования…………………………………………...43-52
Выводы по главе 2…………………………………………………………...53
Заключение……………………………………………………………….54-55
Список использованных источников…………………………………...56-59
Список использованных источников
Ананьев, Б.Г. Проблемы подросткового возраста / Б.Г. Ананьев. - М.: Психология, 1994. – 123 с.
Васильева, Н.В. О превалирующем характерологическом типе лиц с делинквентным поведением и возможных способах психологической коррекции / Н.В. Васильева // Проблемы прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях. Тезисы международной научно-практической конференции. - СПб., 1996. - С.141-142.
Василькова, Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками / Ю.В. Василькова // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.
Вахрамов, Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома / Е. Вахрамов // Социальная педагогика. - 2000. - №3. - С.52-60.
Гиндикин, В.Я. Социально-психологическая характеристика различных контингентов трудных подростков / В.Я. Гиндикин // Дети с отклонениями в поведении. - М., 1968. - С.78-94.
Гиндикин, В.Я. Личностная патология / В.Я. Гиндикин. - М.: Триада-Х, 1999. - 266 с.
Гордон, М. Летняя школа как новая образовательная среда для детей группы риска / М. Гордон // Социальная педагогика. - 1999. - №5. - С.173-178.
Горьковая, И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И.А. Горьковая // Психологический журнал. - 1994. - № 2. - С.57-65.
Григоренко, Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения / Е.Л. Григоренко // Социальная педагогика. - 1995. - № 3. - С. 3-22.
Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста / В.А. Гурьева. – М., 1994. - 310 с.
Здравомыслова, О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы / О. Здравомыслова // Социальная педагогика. - 1999. - №9. - С.233-234.
Зенкин, В.И. Организация ранней диагностики и превентивной коррекции девиантных форм поведения у несовершеннолетних / В.И. Зенкин // Первые итоги. - 1997. - С. 61-66.
Одним из факторов социально-психологической адаптации является выработка «социально приемлемых способов реализации эмоциональных состояний». Выработка подростком соответствующего поведения и методов в новых обстоятельствах является необходимой предпосылкой для успеха адаптации личности и эффективности его или его деятельность.
Необходимым условием социализации личности является опосредование социально-психологической адаптации индивидуальным особенностям подростка. Адаптация подростка в социальной среде тесно связана с развитием индивидуальности и возможностью реализации личностных установок в конкретных социальных условиях.