Изобразительная деятельность как средство коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с ЗПР
Введение
Одной из актуальных задач и проблем в педагогике и психологии, на сегодняшний день, являются вопросы, связанные с особенностями эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития (далее по тексту ЗПР). Над изучением и решением данной проблемы работали такие известные ученные как: Л. С. Выготский, М. С. Лебединский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, И. М. Соловьев, А. П. Усанова, С. Л. Рубинштейн, Э. Клапаред, В. Франкл и др. Нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их, неумение различать и определять эмоции, чувства и эмоциональные состояния других людей, сниженный уровень развития высших эмоций и интеллектуальных чувств, а в целом снижение социального интеллекта и компетентности - все это является примерами проявления несформированности эмоциональной сферы детей с ЗПР.
Эмоциональное благополучие нормализует развитие личности ребенка, обеспечивает выработку положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям
Содержание
Введение3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ5
1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников5
1.2. Эмоциональная сфера у детей с задержкой психического развития13
ГЛАВА 2. ОСБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ19
2.1. Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития19
2.2. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития30
2.3. Анализ результатов психолого-педагогического эксперимента по развитию эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека [Текст] : детская психология / В. М. Бехтерев. - М. : МОДЭК, 2010. - 416 с.
Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова.-М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 215 с.
Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 1999. - 56 с.
Борякова, Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
Бутко, Г. А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Бутко. - М. : [б. и.], 2002. - 144 с.
Вартанян, Г. А. Эмоции и поведение [Текст] / Г. А. Вартанян, Е. С. Петров. - Ленинград. : Наука, Ленинградское отделение, 1989. - 144 с.
Волков, Б. С. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] : детская психология / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Кноракс, 2008. - 189 с.
Давыденко, О. А. Психолого-педагогическая деятельность с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Текст] / О. А. Давыденко. - М. : Олма-Пресс, 2004. - 206 с.
Калишенко, В. Д. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками. Дошкольное воспитание [Текст] / В. Д. Калишенко. - М. : Знание, 2007. - 168 с.
Коломинский, Я. Л. Детская психология [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - Минск. : Мир Науки, 2009. - 285 с.
Коломинский, Я. Л. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников. Вопросы психологии [Текст] / Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский. - М. : Мир Науки, 2008. - 324 с.
Ребенок с ЗПР эмоционально непостоянен, у него имеются нарушения способности контроля своего поведения, конфликтность, трудности общения со сверстниками, неумение договориться и вступить в совместную игру. На занятиях дети демонстрируют частую смену настроения, повышенную тревожность, неуверенность себе, страхи, кривлянье и бесцеремонное отношение к взрослому. Низкий уровень эмоционального развития детей с ЗПР проявляется ив их отношении к игрушкам. Обычно дети не имеют любимых, предпочитаемых игрушек, в отличие от их нормально развивающихся сверстников. Также у дошкольников с ЗПР проявляется сильная негативная эмоциональная реакция на фрустрирующие события. Дети реагируют очень бурно, эмоционально, неадекватно расценивая ситуацию [11].