Языковая репрезентация оценки русской живописи постсоветского периода в англоязычном искусствоведческом дискурсе

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить средства языковой репрезентации оценки русской живописи постсоветского периода на материале англоязычного искусствоведческого текста
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.10.2022
Объем файла
678 Кб
Количество страниц
77
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время антропоцентризм как направление в современной лингвистике является одним из основных принципов. Антропологический аспект языкознания направлен на изучение тех сфер, которые напрямую связаны с говорящими субъектами и их взаимодействием с окружающей действительностью. В этой связи научный интерес может быть направлен на изучение дискурсивного пространства искусства, важнейшим компонентом которого является оценка, сопровождающая процесс восприятия и познания окружающего мира.  Таким образом, актуальность данной работы обусловлена, тем, что она включена в контекст современных когнитивных и прагмалингвистических исследований категории оценки с точки зрения ее функционирования в искусствоведческом дискурсе. С другой стороны, своевременность рассмотрения оценки в контексте дискурсивного пространства мира искусства обусловлена активным интересом профессионального сообщества англоязычных искусствоведов к современной русской живописи. Как следствие, благодаря анализу языковой репрезентации оценки постсоветского изобразительного искусства можно проследить отношение англоязычного сообщества к национальным особенностям не только в рамках искусствоведения, но и увидеть характерные черты восприятия русской культуры в пространстве, объединяющем лингвистические и социально-исторические аспекты российской действительности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..4

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования искусствоведческого дискурса, оценки и художественных концептов……………….............................9

1.1. Понятие дискурса в современной парадигме лингвистических учений .……...9

1.2. Своеобразие искусствоведческого дискурса в типологической системе дискурсов ……………………………… ……………….…………………………….12

1.3. Оценка как объект лингвистических исследований …………………..……....16

1.3.1. Структура оценки и основные участники аксиологической коммуникативной ситуации……………….…………………………………………19

1.3.2. Классификация оценки в лингвистических исследованиях ………………...22

1.4. Оценка как реализация интерпретирующей функции языка ………………....26

1.5. Художественный концепт и аспекты его изучения в искусствоведческом дискурсе ……………………………………………………………………...…..……30

1.5.1. Понятие кластерного концепта ……………………...……………….….……31

1.5.2. Понятие художественного концепта и его взаимодействие с понятием «коллективная память» ……………….……………………………………………...33

1.5.3. Оппозиция «свой-чужой» в концептуальном анализе …………...….………36

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………….……...….41

ГЛАВА II. Анализ основных параметров оценки постсоветского изобразительного искусства ……………………………...………………………..43

2.1. Кластерный концепт SOVIET REALITY и его субконцепты...……..………...43

2.2. Кластерный концепт ESCAPE и его субконцепты….……………….…………49

2.3. Кластерный концепт PAINTER’S FATE и его субконцепты ..…………...…...54

2.4. Языковая актуализация коллективной памяти и художественного концепта SOVIET PAST..……………………………………………………………..…………65

2.5. Языковая актуализация бинарной оппозиции «свой-чужой»……………....…68

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..75

Не найдено 

Антропоцентрическая направленность современной науки ставит в центр гуманитарных исследований проблему дискурса. Понятие «дискурс» является междисциплинарным, так как исследованием данной проблемы занимаются многие гуманитарные науки: прежде всего прагмалингвистика, психолингвистика, социолингвистика и лингвокультурология [Z. Harris 1952, G. Lakoff 1980, T. van Dijk 1985, R. Harre 1994, Е. С. Кубрякова 2000, П.Серио 1999, В. И. Карасик 2002, и др.]. Изучению дискурса посвящено множество работ, авторы которых рассматривают данное понятие различным образом.  В начале своего становления, а именно во второй половине XX века, дискурс понимался ограничено и рассматривался как речь или разговорная практика, включающая процесс создания письменного текста. Но Т. ван Дейк предложил междисциплинарное исследование дискурса. Ученый понимает дискурс как коммуникативное событие, которое может быть речевым и письменным, иметь вербальные и невербальные компоненты [ван Дейк, 1989]. Рассматривая дискурс как многозначный феномен, ученый определяет его как «сложное единство языковой формы, значения и действия» [ван Дейк 1989: c.121-122]. Как справедливо отмечает Е. С. Кубякова, концепция дискурса Т. ван Дейка включает в себя анализ социальных факторов: мнений и установок говорящих, их этнический статус [Кубрякова 2000].