Федерализм в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования в курсовой работе обусловлена необходимостью осмысления федерализма на примере Российской Федерации.
Распад Советского Союза и завершение правления КПСС привели к разрушению самих основ отечественного федерализма, повергли Российскую Федерацию в глубокий структурный кризис, угрожающий целостности нашего государства. В течение длительного времени угроза распада Российской Федерации была вполне возможной перспективой, преодолеть которую можно было только на пути построения новой модели федеративных отношений в стране.
С 1991 года и по настоящее время продолжается длительный процесс сложного и противоречивого вызревания нового федерализма, формирование его конституционных основ, позволяющих организовать единое правовое пространство в государстве и гармоничное взаимодействие общефедерального и регионального уровня государственной власти.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Становление федерализма в России………………………….5
1.1 Государственное устройство: понятие, форма, структура, принципы….5
1.2 Юридическая природа современного российского государства как федерации……………………………………………………………………...10
2. Характеристика современного российского федерализма……………………………………………………………...16
2.1 Соотношение Конституции РФ и Федеративного договора. Компетенция РФ по предметам ведения и полномочиям………………….16
2.2 Конституционно-правовой статус РФ и её субъектов………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция РФ. М. 2006.
- О государственном суверенитете РСФСР: Декларация от 12 июня 1990г. // ВСНД РСФСР. 1990.
- Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О национально-культурной автономии» (в ред. от 24.02.2009) // Российская газета. Федеральный выпуск № 3429 от 27.06.1996 г.
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4824.
- Положение о полномочных представителях Президента РФ в Федеральном округе: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. // российская газета. 2000. 16 мая.
- Авакьян С.А. Конституционное право России. Т 2. М: Юристъ. 2009.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 5-е изд. М., 2010.
- Белодед А.Ю. К вопросу о характеристике статуса административно-территориальной единицы с особым статусом (АТЕОС). //Труды института государства и права Российской Академии наук. - 2008. - № 5.
- Варламова Н.В. , Скурко Е.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблемы укрепления государственности. // Государство и право. 2001. №3.
- Гейн Е.А. Проблемы конституционно-правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Тюмень, 2006. С. 12.
- Зиновьев А. В. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы. // Правоведение. 1997. № Киселёва А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М, 2008.
- Киселёва А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М, 2008.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 4-е изд. М., 2008.
- Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007.
- Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2009.
- Кутафин О.Е. Российская автономия. М., 2007.
- Лысенко В. Н. Новый федерализм. М., 1995.
- Синюков В. Н. О форме федерации в России. М., 1995.
- Федерализм: Энциклопедический словарь. М., 1997.
- Кокотов А.Н., Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. // Государство и право. 2006. № 7.
- Лазарев А.В. Конституционное право России. М., 2009.
- Лексин В.Н. Россия как реальность. // Мир России. – 2009. № 1.
- Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб, 2007.
- Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
- Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. – 2006. - № 10.
- Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2009.
- Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М, 2008.
- Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2007.
Дискуссия о договорной по форме федерации в России возникла на почве разногласий между центром и субъектами Федерации (в основном с республиками) по вопросу о том, что является приоритетным актом в учреждении России как федерации, и какой документ, конституция или договор, предопределяют отношения между центром и регионами. Так, например, согласно ст. 70 Конституции Республики Башкортостан отношения Республики Башкортостан с Российской Федерацией являются договорными. Входя в состав Российской Федерации на договорной основе, Республика Башкортостан сохраняет за собой всю полноту государственной власти на всей территории вне пределов прав, добровольно переданных ею Российской Федерацией.
В российской науке и практике, особенно в республиканских школах, достаточно распространено и мнение о том, что Россия относится к третьему типу федерации по форме ее образования, то есть является договорно-конституционной или даже договорной федерацией. Под договорно-конституционной федерацией понимается федеративное государство, учрежденное договором и конституцией, где приоритет с точки зрения юридического верховенства отдается договору. Последний не может изменяться федеральной конституцией. Договорной Россию рассматривают те авторы, кто считают Договор единственным документом, учредившим Россию как Федерацию.