Правовое регулирование взаимодействия государства и религиозных организаций в политической системе России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Право на свободу совести и вероисповедания является важным достижением демократического развития государств мирового сообщества. Предоставляя указанную правовую возможность, любое государство проявляет заинтересованность в осуществлении сознательного выбора каждого лица и гарантирует максимально полную реализацию всех прав и свобод человека и гражданина.
Между тем, надлежащее использование субъектами указанного права обусловлено степенью взаимодействия государства и общества, эффективностью деятельности органов государственной власти и управления, что является неоднозначным на различных этапах эволюции государственности.
Несмотря на то, что государство играет в данных отношениях ключевую роль, религиозные организации обладают определенной самостоятельностью и отстаивают свой статус равноправных партнеров.
Характерными особенностями взаимодействия государства и религиозных организаций в современный период является отказ со стороны пер
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………….…………….3
1. Международно-правовые основы отношений государства и религиозных организаций……………………………………………...……………………….6
1.1.Свобода совести – принцип в общепризнанных нормах международного права……………………………………………………...…….6
1.2. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и вероисповедания…………………………………………..………………………9
2. Реализация взаимодействия религиозных организаций и государства …………………………………………………………….……….14
2.1.Каковы особенности правового статуса религиозных организаций………………………………………………………………………14
2.2.В политической системе Российской Федерации место религиозных организаций……………………………………………………….18
3. Государство и религиозные организации. Проблемы взаимодействия ………………………………………………..……………….21
3.1.Государство и религиозные организации. Перспективы взаимодействия………………………………………………….……………….21
3.2. Государство и религиозные организации. Судебная практика по вопросам взаимодействия …………………………………………….………...23
Заключение…………………………………………………...………......29
Библиографический список………………………………………...….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Международные договоры
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. // Библиотечка Российской газеты. - 1999.- выпуск 22-23.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 г.) (ред. от 13 мая 2004 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998.- № 20.- ст.2143.
3. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. - 1994.- № 12.
4. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (Принята 25 ноября 1981 г. Резолюцией 36/55 на 73-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] : URL: http: //consultant. ru (дата обращения: 12.11. 2019).
2. Нормативные правовые акты Российской Федерации
5. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и 7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Рос.газ.- 2009.- 21 янв.; 2014.- 07 февр.; 23 июля.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: [принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.: одобрен Советом Федерации 05 июня 1996 г.] в ред. Федер. Закона от 02 дек. 2019 г. № 410-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федер.- 1996.- 17 июня; Рос. газ.- 2019.- 04 дек.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: [ принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.]: в ред. Федер. закона от 18 июля 2019 г. № 177-ФЗ // Рос. газ.- 1994.- 08 дек.; Рос. газ.- 2019.- 22 июля.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ: [принят Государственной Думой 23 октября 2002 г.: одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 г.] в ред. Федер. закона от 02 дек. 2019 г. № 406-ФЗ // Рос. газ.- 2002.- 20 ноября; 2019.- 04 дек.
9. О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности: Федер. закон от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ [принят Государственной Думой 19 ноября 2010 г.: одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 г.]: в ред. Федер. закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ // Рос. газ.-2010.- 03 дек.; 2014.-26 июня.
10. О свободе совести и религиозных объединениях: Федер. закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ [принят Государственной Думой 19 сентября 2010 г.: одобрен Советом Федерации 27 сентября 2010 г.]: в ред. Федер. закона от 02 дек. 2019 г. № 394-ФЗ // Рос. газ.- 1997.-01 октября; 2019.- 05 дек.
Таким образом, религиозная организация объединяет физических лиц по признаку добровольности. Для вступления в организацию необходимо сознательное волеизъявление лица, которое выражается в письменной форме. Никто не может быть понужден к участию в религиозных организациях или к выходу из них.
Необходимым условием для создания религиозной организации является ее государственная регистрация в качестве юридического лица в порядке, установленном ст. 51 ГК РФ.
Упущением в рамках Гражданского кодекса России является то обстоятельство, что в ст. 117 ГК РФ отождествляются понятия религиозной организации и религиозного объединения, что является необоснованным. Тем более, что в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация трактуется как подвид религиозного объединения.
С учетом изложенного, необходимо привести названные правовые нормы в соответствие, устранив межд