Психологическая и социально-профилактической деятельность в работе с девиантными подростками
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что общественные преобразования, осуществляемые в России во всех сферах политической и социально-экономической жизни, обусловили деформацию институтов социализации.
В связи с этими событиями возникают предпосылки для зарождения у подростков отклоняющегося поведения, причинами которого являются различные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления девиантного поведения, также разнообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний.
Данная проблема становится актуальной в связи с широким распространением девиантности в мире, и есть все основания полагать, что девиантное поведение в последнее время приобретает массовый характер.
Увеличение числа носителей девиантного поведения создают неблагоприятную среду для детей, которую становится весьма сложно преодолеть, все это может быть чревато нарушением нравственной стабильности социума, после чего в нем пойдут необратимые процессы разрушения
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ 6
1.1 Сущность понятия «девиантное поведение подростков» 6
1.2 Цели, задачи, этапы и направления психологической деятельности в работе с девиантными подростками 10
1.3 Принципы и методы психологической коррекции девиантного поведения подростков 13
2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕВИНАТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ 21
2.1 Понятие, цели, задачи и принципы социальной профилактики девиантного поведения подростков 21
2.2 Виды, формы и уровни социальной профилактики девиантного поведения подростков 23
2.3 Пути совершенствования социально-профилактической работы с подростками с девиантным поведением 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Список использованных источников
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2019. - 362 с.
Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2017. - 264 с.
Блясова И.Ю. Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения подростков в социокультурной среде региона: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2016. - 523 с.
Галагузова М.А. Понятийные проблемы диссертационных исследований по педагогике // Методология педагогики: понятийный аспект: монограф. сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - М.: ИЭТ, 2014. - С. 116-122.
Галич Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ. – 2010. - № 20. - С. 84 - 91.
Гетманова А.Д. Логика: словарь и задачник: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Владос, 2018. - 336 с.
Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – М.: Речь, 2017. - 336 с.
Клейбер Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 160 с.
Кудрявцев В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления): монография. – М.: Норма ИНФРА-М, 2017. - 136 с.
Кузнецов А.Е. Социальная профилактика девиантного поведения подростков // Меридиан. – 2020. - Выпуск №9(43). – С. 12 – 15.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров. -6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 817 с.
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2014. - 511 с.
Попов В.А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений // Молодой ученый. - 2013. - № 7. - С. 410 - 412.
Раттер М. Помощь трудным детям.- М: Прогресс, 2015. - 424 с.
Современный
Необходимо использовать при работе с девиантным подростком способы внушения и убеждения, основанные на собственном примере и примере ровесников, избегая сравнения, и рефлексию.
1.3 Принципы и методы психологической коррекции девиантного поведения подростковПсихокоррекция девиантного поведения подростков является как социально-педагогическим, так и психологическим комплексом взаимообусловленных, взаимосвязанных процедур и операций. Все процедуры направлены на регуляцию мотивации, ценностной ориентации подростков, социальных установок и поведения личности в обществе. Через регуляцию мотивации осуществляется переход на систему новых внутренних убеждений и побуждений. Все системы регулирующие и корректирующие внутренние личностные качества, характеризируют у девиантного подростка отношение к социальным действиям и поступкам.
В источниках зарубежной и отечественной психологии приводятся принципы и методы психокоррекцио