Работа логопеда над преодолением нарушений пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – важный этап в жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. Старший дошкольный возраст характеризуется существенными изменениями в высшей нервной деятельности, совершенствуется поведение, начинают закладываться основы будущей личности, формируется самосознание, увеличивается потребность в общении. Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь. Связная речь играет огромную роль в формировании личности и социализации ребенка в обществе. Она помогает дошкольнику устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе. Развитие связной монологической речи – одна из важнейших задач детского сада. Развитию связной речи способствует обучение пересказу. В пересказе дошкольник научается передавать своими словами услышанное, прочитанное, связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. При пересказе совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 5
1.1. Становление навыка пересказа у дошкольников с нормальным речевым развитием 5
1.2. Особенности пересказа дошкольников с речевым недоразвитием 10
1.3. Методические рекомендации по коррекции недостатков пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием 13
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 17
2.1. Организация, методы и методика исследования недостатков пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием 17
2.2. Результаты исследования недостатков пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием 20
2.3. Содержание коррекционной работы по коррекции недостатков пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием 26
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 32
Список литературы не найден
Пересказ-описание также нелегко дается детям с ОНР. При пересказе они обычно перечисляют отдельные предметы и их части. Некоторые дети способны только отвечать на вопросы [18]. Пересказ относится к текстовой деятельности, а она, в свою очередь является основой для организации учебного процесса на уроке. Посредством текстовой деятельности (посредством пересказа) происходит взаимодействие учителя и ученика в образовательном процессе, направленное на овладение метапредметными и предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования [23]. По словам Н.С. Болотновой, текстовая деятельность – это «система действий, основанная на знаниях, навыках, которые позволяют создавать тексты и воспринимать их, интерпретировать». Вышесказанное подтверждает важность пересказа для старших дошкольников и актуальности проведения занятий по коррекции недостатков пересказа у дошкольников с ОНР.