Повесть-сказка в. Шукшина «точка зрения»: подступы к интерпретации

Цель курсовой работы, не претендуя на абсолютную правоту, попытаться ответить на эти вопросы
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.10.2022
Объем файла
113 Кб
Количество страниц
29
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Высокий интерес к литературе прошлого века постоянно порождает новые исследования, которые часто посвящены произведениям, написанным в СССР.  Исследуемая нами повесть-сказка «Точка зрения» выбивается из контекста творчества В. М. Шукшина и устоявшегося представления о нем как о «простом», «ясном» писателе. В нашей курсовой работе мы представим возможную интерпретацию повести-сказки «Точка зрения».  Обращает на себя внимание и структура «Точки зрения»: повесть состоит из трех (или, точнее говоря, двух с половиной) историй-вариаций, «вставленных» в основной сюжет. Соответственно, возникает вопрос: зачем такое построение текста и такой способ высказывания Шукшину понадобились? На этот вопрос нельзя ответить, не попытавшись сначала ответить на второй вопрос (более частный, но важный, без ответа на который невозможно ответить на первый): из каких составляющих Шукшин выстроил свое произведение, какие дискурсы он пародирует, доводя эти пародии до гротеска? Цель настоящей курсовой работы, не претендуя на абсолютную правоту, попытаться ответить на эти вопросы.

 

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Поэтика повести-сказки 11

Глава 2. «Точка зрения» как постмодернистский текст 17

Глава 3. Типичные образы и ситуации 26

Заключение 34

Список использованных источников и литературы 36

Список использованных источников и литературы

Источники

Произведения В. М. Шукшина

Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3: Рассказы 1970-х годов. Повести для театра. М.: Молодая гвардия, 1993.

Художественные произведения

1. Аксенов В. П. «Звездный билет // В. П. Аксенов. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1. М.: Издательский дом «Юность», 1994. 

2. Бухов А. С. Пути экранотворчества // А. С. Бухов. Точка зрения. Петроград: журн. «Новый сатирикон», 1916. 

3. Высоцкий В. С.  Сочинения: В 2-х тт. / Подг. текста и коммент. А. Крылова. Т. 1. М.: Художеств. лит-ра, 1993.

4. Горький М. Детство // М. Горький. Полное собрание сочинений. Художественные произведения в 25 т. Т. 15: повести и наброски 1910–1915. М.: Наука, 1972. 

5. Зощенко М. М. Бедность // М. М. Зощенко. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1: Рассказы и фельетоны 1914–1924. М.: Время, 2008.

6. Зощенко М. М. Брак по расчету // М. М. Зощенко. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1: Рассказы и фельетоны 1914–1924. М.: Время, 2008.

7. Зощенко М. Муж // М. Зощенко. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1: Рассказы и фельетоны. М.: ТЕРРА, 1994.

8. Зощенко М. М. Плохая жена// М. М. Зощенко. Собрание сочинений в 7 т. Т. 4: Рассказы и фельетоны 1932–1946. М.: Время, 2008. 

9. Зощенко М. Точка зрения // М. Зощенко. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1: Рассказы и фельетоны. М.: ТЕРРА.

10. Маяковский В. В. Баня // В. В. Маяковский. Полное собрание сочинений в 13 т. Т. 11: киносценарии и пьесы 1926–1930. М.: ГИХЛ, 1958.

11. Пушкин А. С. Евгений Онегин // А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 т. Т.1.СПб: ЭГЗБ, 1838.

12. Ремарк Э. М. Триумфальная арка: [пер. с нем. И. М. Шрайбера, Б. Г. Кремнева]. М.: АСТ, 2009. С. 717.

13. Солодарь Ц. Точки зрения // Ц. Солодарь. Точки зрения. М.: «Правда», 1971.

14. Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. Фантастические повести. М., «Дет. Лит.», 1979. 

Кинофильмы и музыкальные произведения

1. «Кубанские казаки» (реж. Иван Пырьев, 1949).

2. «Свадьба с приданым» (реж. Татьяна Лукашевич, Борис Равенских, 1953).

3. «Солдат Иван Бровкин» (реж. Иван Лукинский, 1955).

4. «Весна на Заречной улице» (реж. Марлен Хуциев, Феликс Миронер, 1956).

Итак, перейдем теперь к тому самому материалу, на который, по нашему мнению, опирается Шукшин, используя пародийные элементы в повести-сказке. Поскольку нами уже было сказано, что предполагалось, что повесть-сказка будет реализована в театре или кино, и сам Шукшин активно проявлял себя в кинематографе, нам показалось, что многие ситуации и типы, которые пародирует Шукшин в «Точке зрения», могли быть отражены в современных ему и снятых ранее советских фильмах. То есть Шукшин не цитирует чужие тексты, цитат крайне мало, он воспроизводит типичные для обоих дискурсов типажи и ситуации, пародируя их и доводя до абсурда в гротескном изображении. Стоит также отметить, что, разумеется, не советским искусством эти образы и ситуации порождены, но они играли в нем важную роль.