Правовой режим имущественных объектов в сфере энергетики
Введение
Как отмечали многие исследователи энергетического законодательства, непрекращающийся интерес к нему обусловлен целым рядом факторов: это и неоценимое значение топливно-энергетического комплекса для экономики нашей страны, и комплексный характер нормативно-правового регулирования (энергетическое законодательство неразрывно связно с законодательством о охране окружающей среды, здоровья населения и безопасности государства), и зачастую междисциплинарный характер исследований по данной проблематике (привлечение экономического, сравнительно-правового, международного материалов).
Важно понимать, что любое правоотношение — а гражданские правоотношения в сфере энергетики не суть исключение — должно состоять из трёх элементов: субъекта, объекта и содержания. Изучению именно второго из перечисленных элементов посвящена настоящая работа.
Оглавление
Введение 2
Глава I. Общая характеристика правового режима имущественных объектов в сфере энергетики 5
§ 1. Спорные вопросы понимания имущества как объекта гражданского правоотношения 5
§ 2. Понятие и виды имущественных объектов в сфере энергетики, их специфика 9
§ 3. Некоторые вопросы квалификации имущественных объектов в сфере энергетики в качестве вещей в гражданско-правовом понимании. 17
§ 4. Установление правового режима энергетических объектов как основа обеспечения энергетической безопасности 25
§ 5. Закрепление правового режима энергетических объектов в зарубежном и международном праве 30
Глава II. Особенности правового режима имущественных объектов в отдельных отраслях топливно-энергетического комплекса экономики России 38
§ 1. Правовой режим имущественных объектов нефтяной отрасли 38
§ 2. Правовой режим имущественных объектов газовой отрасли 45
§ 3. Правовой режим имущественных объектов в области использования атомной энергии 51
Заключение 57
Глава V рассматриваемого закона закрепляет особенности правового регулирования вопросов лицензирования в области использования атомной энергии. Не будет преувеличением сказать, что этот вопрос часто становится предметом рассмотрения отечественных специалистов: работы А.И. Грищенко, Е.И. Спектор, А.А. Фатьянова и др. Как отмечает А.И. Грищенко, это неслучайно: именно оно является «одним из важных элементов обеспечения безопасности при использовании атомной энергии». Однако принимая во внимание исключительный объём и сложность нормативно-правового регулирования этой проблемы, а также показанное богатство научной литературы, в настоящей работе я воздержусь от подробного анализа вопросов лицензирования, отметив лишь, что, помимо положений главы V ФЗ «Об использовании атомной энергии», само лицензирование осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 № 280.
Другим важным федеральным законом по настоящему вопросу является федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В силу ст. 5 указанного ФЗ, Правительство Российской Федерации полномочно осуществлять контроль за полным жизненным циклом (строительство, ликвидация и т.д.) пунктов хранения радиоактивных отходов федерального и межрегионального значения; государственные органы субъектов РФ — за остальными пунктами хранения. Примечателен режим собственности на радиоактивные отходы и связанные с ними объекты атомной энергетики, закреплённый в ст. 9 закона. Так, если такие отходы образовались до вступления в силу рассматриваемого закона, то они находятся в федеральной собственности, если после — организации, результатом деятельности которой они являются; пункты хранения — в собственности РФ или корпорации «Росатом». На собственниках лежат обязанности по поддержанию целостности и радиационной безопасности указанных объектов. Для обраще
Такое решение, как представляется, является более правильным с правовой и юридико-технической точек зрения, нежели принятое отечественным правопорядком.
Принимая во внимание эти условности, тем не менее, полезным будет осветить особенности правового режима недвижимого имущества и последствиях его применения к имущественным объектам в сфере энергетики.
Отнесение определённого объекта материального мира к числу недвижимых вещей порождает обязанности по государственной регистрации этого имущества в Едином государственном реестре недвижимости, равно как и многих связанных с ним прав, ограничений и обременений, в соответствии со ст. 131 ГК РФ и нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее — ФЗ "О госр