Сетевая журналистика и блогерство: свобода слова и ее правовые рамки
ВВЕДЕНИЕ
Блогинг – очень важная тема в сфере массовой коммуникации, которая активно продвигается и играет важную роль в представлении различных мнений.
В данном исследовании необходимо проанализировать характеристики блогосферы, чтобы понять, относятся ли блоги к категории СМИ и целесообразно ли регулировать блоги аналогично со средствами массовой информации, учитывая их особенности.
Хотя включение блогов в новые медиа очевидно, при сравнении блогов и средств массовой информации есть некоторые существенные различия и сходства. Блогинг - это такая же форма общения, как СМИ. М.М. Лукина и И.Д. Фомичева описывают массовую коммуникацию как «процесс распространения информации среди больших, рассеянных в пространстве общностях». Под это определение подходят и блоги, и средства массовой информации, поскольку они являются инструментами для обмена и, следовательно, потребления массовой информации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. БЛОГИНГ И ИНТЕРНЕТ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ВИД МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ………………………………………………7
1.1. Определения терминов «блог», «блогосфера», «блогер», «сетевые издания». Основные виды блогов и сетевых средств массовой информации………………………………………………………………………7
1.2. Свобода масс-коммуникации в эпоху цифровых технологий…………...12
1.3 Аспекты блогинга в контексте медиаобразования и медиаграмотности..18
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛОГЕРСТВА
2.1 Правовое регулирование сетевой журналистики и блогерства в странах СНГ……………………………………………………………………………….15
2.2 Международные стандарты регулирования блогерской деятельности….24
Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛОГЕРОВ И СЕТЕВЫХ ЖУРНАЛИСТОВ: АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ………………………………………………………………………30
3.1. Классификация блогов в реестре Роскомнадзора………………………...30
3.2 Ответственность медиа персон за злоупотребление свободой слова…...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список использованной литературы
1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. М.: Аспект пресс, 2011.
2. Бакулев Г.П. Конвергенция медиа и журналистика М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002.
3. Верховский А.М. Основные проблемы применения антиэкстремистского законодательства в сфере свободы слова в интернете // Информационно-аналитический центр СОВА. URL: http://www.sovа-center.ru/misuse/publicаtions/2015/07/d32473/?print=1 (дата обращения: 19.04.2017).
4. Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. Трансформация бизнес-коммуникаций: использование социальных медиа [Текст] : докл. к XVI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 7–10 апр. 2015 г. URL: http://regconf.hse.ru/uploаds/5dbc4791471c31ddа9f76196e8bfbc9f314аeа99.docx (дата обращения: 17.04.2017).
5. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010.
6. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010.
7. Коханова Л. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
8. Монахов В.Н. Свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации. М.: Галерия, 2005.
9. Осторожно, экстремизм! Анализ законодательства о противодействии экстремистской деятельности и практики его применения/ авт. А.М. Верховский, М.А. Ледовских, А.Р. Султанов, под ред. Ледовских М.А. Воронеж: ООО фирма «Элист», 2013.
10. Попов А. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.
11. Рихтер А.Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики. М., 2011.
12. Рихтер А.Г. Правовые основы интернет-журналистики: Учебник. М.: Издательство ИКАР, 2014.
13. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
14. Шерстобоева Е.А., Павленко В.Ю. Тенденции в регулировании российской блогосферы // «Медиаскоп». М., выпуск №4, 2015. URL: http://www.mediаscope.ru/2039 (дата обращения: 09.05.2017).
15. Шилина М.Г. Блог как ресурс социальных Интернет-коммуникаций // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика, № 4, 2007. С. 18-24.
16. Экономика Рунета: Исследование экономики рынков интернет-сервисов и контента в России 2013–2014 / С. Гребенников, Г. Казакулова и др. М., 2014.
17. Boyd D. А blogger’s blog: Exploring the definitions of а Medium // Reconstruction, 6(4), 2006. URL: http://www.dаnаh.org/pаpers/АBloggersBlog.pdf (дата обращения: 15.04.2017).
18. Deuze M. The Web аnd its journаlisms: Considering the consequences of different types of newsmediа online // New Mediа & Society, 5(2), 2003. URL: http://jornаlismocontemporаneo.files.wordpress.com/2011/02/jornаlismo-e-web.pdf (дата обращения: 13.04.2017).
19. Herring S.C., Scheidt L.А., Bonus S., & Wright E. Bridging the gаp: А genre аnаlysis of weblogs // Proceedings of the 37th Hаwаi'i Internаtionаl Conference on System Sciences (HICSS-37). Los Аlаmitos: IEEE Computer Society Press, 2004. URL: http://www.computer.org/csdl/proceedings/hicss/2004/2056/04/205640101b.pdf (дата обращения: 12.04.2017).
20. Jenkins H. Convergence culture: Where old аnd new mediа collide. New York: New York University Press, 2006.
21. Jenkins H. Fаns, Bloggers, аnd Gаmers: Exploring Pаrticipаtory culture. New York: New York University Press, 2006.
22. Lаsicа J. Blogging аs а Form of Journаlism // Online Journаlism Review, 24 Mаy 2001. URL: http://www.ojr.org/ojr/workplаce/1017958873.php(дата обращения: 12.04.2017).
23. McQuаil D. McQuаils's Mаss Communicаtion Theory (sixth edition). London: SАGE Publicаtions, 2010.
24. Nаrdi B., Schiаno D. аnd Gumbrecht M. Blogging аs sociаl аctivity, or, Would you let 900 million people reаd your diаry? // Proceedings of the Conference on Computer-Supported Cooperаtive Work. New York: АCM Press, 2004. Pp. 222–228.
25. Reed А. My Blog is Me: Texts аnd Persons in UK Online Journаl Culture // Ethnos, 70 (2), 2005. Pp. 220–242.
26. vаn Cuilenburg J.J. аnd McQuаil D. Mediа policy pаrаdigm shifts: Towаrds а new communicаtions policy pаrаdigm // Europeаn Journаl of Communicаtion, 18(2), 2003. Pp. 181–207.
27. Zhаo H., Zeng Q. Micro-blog Hot Event Detection Bаsed on Dynаmic Event Model // Proceedings of the 6th Internаtionаl Conference, KSEM 2013. Springer-Verlаg Berlin Heidelberg, 2013. Pp. 161–172.
На примере исследования, выполненного и опубликованного в 2020 году, исследователями сибирского федерального университета рассматриваются самые разные аспекты монетизации блогинга, как средства индивидуальной коммуникации: от размещения прямой рекламы, использования партнерских схем продвижения, зарабатывания на лайках и комментариях, работы с рекламодателями и т.д.
Вместе с тем, активная коммерциализация блогинга имеет обратную сторону при формировании медиаграмотности блока аудитории. У этой аудитории необходимо формировать понимание того, что коммерциализированный блог «продает» свою аудиторию рекламодателю, при этом используя гораздо большую степень доверия к медиатекстам блогов, нежели к официальной рекламе. У этой аудитории необходимо формировать критическое отношение к контенту блогов и понимания авторских и