Роль института образования в социализации обучающихся
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире личность имеет первостепенное значение. Именно личность является субъектом всех видов отношений, в том числе экономических, политических, правовых, культурных и т.д.
Социализация невозможна без реализации определенных механизмов ее становления. Эти механизмы реализуются в образовательной сфере, через которую закладываются базовые знания, необходимые для социализации. В связи с этим, перед системой образования стоит задача сформировать личность, которая осознает свою роль и место в обществе, обладает высоким уровнем социализации, культуры, будет сознательно участвовать в социальных отношениях в полной мере.
Образование подрастающего поколения, инновационные процессы его развития становятся важными звеньями в системе российской государственности. При разработке новых стандартов общего образования подчеркивается, что оно должно быть нацелено на воспитание гражданских, демократических, патриотических убеждений, на формир
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
социализации обучающихся в системе образования 9
1.1. Понятие, задачи и стадии социализации 9
1.2. Образовательное пространство как фактор социализации 15
1.3. Проблемы социализации личности ребенка в системе образования 21
Глава II. Педагогические условия социализации обучающихся в современной системе образования (на материалах курса обществознания) 30
2.1. Методы изучения сущности и стадий социализации на уроках обществознания 30
2.2. Воспитательные задачи курса обществознания в процессе социализации обучающихся 38
2.3. Методические рекомендации по формированию социализирующей среды в современной системе среднего общего образования 45
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение 61
Список литературы
1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
2. Александровская Э. М. Развитие психических функций ребенка в процессе игры / Э. М. Александровская, Н. В. Куренкова // Аутизм и нарушения развития. – 2012. – № 4. – С. 33-53.
3. Белогай К. Н. Взаимосвязь детско-родительских отношений и учебной мотивации младших подростков / К. Н. Белогай, Н. В. Сербиненко // Психолого-педагогические исследования в Сибири сборник трудов преподавателей и студентов факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета: сб. ст. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», 2016. – С. 18-21.
4. Билялова Э. Р. Психологические особенности мотивации учебной деятельности у подростков / Э. Р. Билялова // Форум молодых ученых. – 2017. – № 5. – С. 290-292.
5. Бленда С. В. Значение игрового метода в формировании учебной мотивации как предмет исследования / С. В. Бленда // Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания. – 2017. – № 3. – С. 130-136.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
7. Борисова И. В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и учебной мотивации подростков / И. В. Борисова, М. Нутрикова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 50-51. – С. 180-185.
8. Ветошева В. И. Особенности мотивации учебной деятельности у подростков, обучающихся в лицее и в общеобразовательной школе / В. И. Ветошева, О. Д. Артемова // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 3. – С. 151-164.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
10. Иванова Г. П. Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процесс
Естественно-культурные задачи определяют физическое и сексуальное развитие личности в пределах сложившихся общественных норм и культурных различий, но с учетом индивидуального физиологического развития. Социально-культурные задачи весьма разнообразны и включают познавательные ориентиры личности, его ценностно-смысловые установки, морально-нравственную направленность, т.е. те категории задач, которые будут определяться его кругом общения, окружающей его действительностью. Эти задачи имеют два слоя, которые могут противоречить друг другу и никогда не пересекаются. Первый слой – задачи, которые предъявляются индивиду обществом и его социальными институтами. Второй слой – задачи, формирующиеся из стереотипов, социальной практики окружения человека .
Социально-психологические задачи направлены на процесс станов-ления внутренних характеристик личности, его самосознания, на определе-ние его жизненного пути, самоутверждение. При этом, данные установки меняются исходя из психологических особенностей возраста индивида.