Нереализованный замысел романа Ф. М. Достоевского о Парижской коммуне
ВВЕДЕНИЕ
Исследование "творческого потенциала" незавершенных произведений в контексте культурного и личностного масштаба того или иного писателя представляет особый научный интерес, поскольку позволяет рассмотреть истоки образования поэтики, стиля, жанра и темы. Эта работа посвящена изучению нереализованного замысла романа Ф. М. Достоевского о Парижской коммуне.
Согласно Е. В. Абрамовских, «…под незаконченным мы понимаем текст, случайно не оконченный автором по каким-либо объективным или субъективным причинам. Его принципиальное отличие от незавершенного состоит, прежде всего, в механической недописанности, а не в сознательной установке на незавершенность» [Абрамовских 2007, с. 56].
У Ф. М. Достоевского чрезвычайно много незавершенных текстов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Историко-биографический фон ………………………………………...6
1.1 Описание подлинных свойств событий ……………………………………..6
1.2 Эволюция политических установок Ф. М. Достоевского ………………….8
Глава 2 Реализация замысла о Парижской коммуне в романах Ф. М. Достоевского ……………………………………………………………………...11
2.1 Реализация замысла о Парижской коммуне в романах Ф. М. Достоевского.11
2.2 Реализация замысла о Парижской коммуне в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» ...........................................................................................................12
2.3 Реализация замысла о Парижской коммуне в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» …………………………………………………………………………….14
2.4 Реализация замысла о Парижской коммуне в рассказе Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека»……………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамовских Е. Е. Рецептивные стратегии текста Non-finito// Вестник ЮУрГУ. 2007. № 8. С. 56-61.
Арсентьева Н. Н. Сон смешного человека // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / Под ред. Г. К. Щенникова и Б. Н. Тихомирова. СПб.: Пушкинский Дом, 2008. С. 174-178.
Герцен А. И. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 8. М.: АН СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького, 1956. С. 60.
Гроссман Л. П. Достоевский и правительственные круги 1870-х годов // Литературное наследие. 1934. № 15. С. 83-122.
Долинин А. С. Последние романы Достоевского. Москва-Ленинград: Советский писатель, 1963. С. 260.
Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 21.Л.: Наука, 1980. С. 125-130.
Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. 470 с.
Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 10. Л.: Наука, 1974. С. 92.
Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 13. Л.: Наука, 1975. С. 375-455.
Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 16. Л.: Наука, 1976. С. 5.
Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 17. Л.: Наука, 1976. 479 c.
Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 29. Л.: Наука, 1986. С. 260.
Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 8. Л.: Наука, 1973. С. 257.
Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т.11. Л.: Наука, 1974. С. 371.
Мочульский, К. В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж: YMCA-PRESS, 1948. С. 1.
Он был очарован фурьеризмом, шиллеровским идеализмом настолько, что пытался сделать утопию реальной. Об этом периоде позже в «Дневнике писателя» он напишет так: «Тогда понималось дело еще в самом розовом и райско-нравственном свете. Действительно правда, что зарождавшийся социализм сравнивался тогда, даже некоторыми из коноводов его, с христианством и принимался лишь за поправку и улучшение последнего, сообразно веку и цивилизации. Все тогдашние новые идеи нам в Петербурге ужасно нравились, казались в высшей степени святыми и нравственными и, главное, общечеловеческими, будущим законом всего без исключения человечества. Мы еще задолго до парижской революции 48 года были охвачены обаятельным влиянием этих идей» [Достоевский 1980, с. 130].
После 40-х наступил период «почвенничества». Именно в это время Достоевский пришел к «русской мысли». Фурьеризм-«мечтательный вред», у России другое будущее.