Модели полоролевой социализации в зарубежной полнометражной мультипликации XXI века
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе выделяют множество агентов, влияющих на социализацию ребенка. В XX веке среди них усиливается внимание к кинематографии и мультипликации, которые часто заменяет детям литературу, книги и журналы. До сих пор мультфильмы являются важными агентами социализации в жизни детей. Благодаря мультфильмам дети с раннего возраста начинают усваивать социальные нормы. Проблема, связанная с влиянием мультфильмов на социализацию людей, приобретает свою актуальность на сегодняшний день. Согласно интернет-базе фильмов Internet Movie Database (IMDb), всего было снято около 2, 6 миллионов кинолент, туда также включены отдельные эпизоды сериалов, мультфильмы и короткометражки. Из этого списка можно выделить около 350 тысяч полнометражных кинокартин, а также около 390 тысяч короткометражных лент, около 97 тысяч сериалов и около 67 тысяч документальных кинолент.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 12
1.1 Понятие и сущность полоролевой социализации 12
1.2 Теоретико-методологические основы изучения моделей полоролевой социализации в зарубежных и отечественных исследованиях 18
1.3. Роль зарубежной полнометражной мультипликации XXI века в формировании моделей полоролевой социализации. 24
II. АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПОЛНОМЕТРАЖНОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ XXI ВЕКА 28
2.1 Методы и база эмпирического исследования моделей полоролевой социализации в зарубежной полнометражной мультипликации 2001-2021 годов. 28
2.2 Эмпирический анализ моделей полоролевой социализации в зарубежной полнометражной мультипликации 2001-2021 годов. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии, учебные пособия и сборники:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2014. 267 с.
2. Аркин, Е.А. Физическое воспитание ребенка-дошкольника в летнее время: методические указания. Дошкольный отдел НКП РСФСР I Е.А. Аркин. -М., 1940.
3. Арямов И.А. «Особенности детского возраста» -1953
4. Афанасьева Т.М. Семья. - М., 1985.
5. Бем С.Л. Линзы тендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. 336 с
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995. - 323 с.
7. Блок Дж.X. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин // Практикум по социальной психологии / авт.-сост. Э. Пайнс, К. Маслач. СПб.: Питер, 2001. C. 167—180.
8. Весельницкая Е. Женщина в мужском мире. - СПб., 1995. - С.124.
9. Выготский Л.С. (1929, 1930 и 1931). Педология подростка: в трёх томах, 1929, 1930 и 1931; изд-во БЗО 2 МГУ (т. 1 и 2) и ЦИПККНО (т. 3)
10. Глухова М.Е. Стереотипы внешности в современной детской российской анимации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stereotipy-vneshnosti-v-sovremennoy-detskoy-rossiyskoy-animatsii (дата обращения: 17.03.2022).
11. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991 № 2
12. Залкинд А.Б. Половое воспитание.. - 1928
13. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 23 с.
14. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. — Минск: «Народная асвета», 1984.
15. Кон И.С. Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2003. — 336 с. — (Серия «Высшее профессиональное образование»).
16. Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности (опыт социологического исследования кино). – К.: Наукова думка, 1986.
17. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия: справочник. М.: Эксмо, 2007. 522 с.
18. Маурер, К., Маурер, Д. Довольно некрасиво: почему нам нравятся одни песни, лица, еда, пьесы, картинки, стихи и т. Д., А другие не нравятся. Ньюкасл-апон-Тайн: Cambridge Scholars Publishing, 2019.
19. Моложавый С. С. Программа изучения поведения ребёнка или детского коллектива. — М.: «Главсоцвос», 1924.
20. Мухина В.С. Детская психология : Учеб. для студентов пед. ин-тов — 2. изд. — М. : Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 1999.
21. Нечаев А.П. Душевная жизнь детей: Очерки по педагогической психологии. — М.: Книгоиздательство «Польза», 1910
22. Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
23. Пиаже Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История зарубежной психологии. Тексты. - М.: ИздательствоМосковскогоуниверситета, 1986. - 344 с.
24. Плисенко Н.В. Психология семьи и семейное воспитание. Учебное пособие для студентов. — Шуя: ГОУ ВПО ШГПУ, 2010.
25. Психология детства. Учебник. Под ред. Члена-корреспондента РАО А.А.Реана - СПб.: «прайм - ЕВРО-ЗНАК», 2003 - 368с.
26. Психология детства. Учебник. Под ред. Члена-корреспондента РАО А.А.Реана - СПб.: «прайм - ЕВРО-ЗНАК», 2003 - 368с.
27. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Поддъякова Н.Н., Говорковой А.Ф.. -- М., 2005 - 368с.
28. Репина Т.А. проблема поло-ролевой социализации детей / рос. академия образования, Моск.психолого-соц. Ин-т. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 287с.
29. Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2000. 256 с.
30. Рубинштейн, М. М. Проблема учителя : Учеб. пособие / М. М. Рубинштейн ; под ред. В. А. Сластёнина — М. : Академия. — 2004. — 176 с.
31. Рыбников Н.А. Язык ребенка. — М.-Л., 1926;
32. Сельверова Н.Б., Колесов Д. В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания — Педагогика (издательство), 1976.
33. Тард Г. Законы подражания СПб., 1892.
34. Хрипкова А.Г. Мальчик-подросток-юноша . - 1982 . - 208 с.
35. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М. : ПЕР СЭ, 2008. 316 с.
36. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
37. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ./ Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
38. Bandura, A. (1962). Social Learning through Imitation. University of Nebraska Press: Lincoln, NE.
39. Burn S.M. (1996). The Social Psychology of Gender. New York: McGraw-Hill Education. (Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 320 с.).
40. Bronfrenbrenner, U. (2005). Making Human Beings Human: Bioecological perspectives on human development. Sage
41. Carloson A. Family Cycles: Strength, Decline, and Renewal in American Domestic Life, 1630–2000, (Routledge, 2016)
42. Chodorow, N. Individualizing gender and sexuality: theory and practice. New York, NY: Routledge, 2011. — 210 p.
43. Freud S. (1940). An Outline of Psycho-analysis // S.E. Vol. 23.
44. Maltin L. Of Mice and Magic: A History of American Animated Cartoons; Revised and Updated
45. Martin C.L. Children's Search for Gender Cues: Cognitive Perspectives on Gender Development - 2004 [https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1111/j.0963-7214.2004.00276.x] [Электронный ресурс]. URL:(дата обращения: 4.04.2022)
46. Stockard, J. (1999). Gender socialization. In J.S. Chaftez (Ed.). The hHandbook of the sociology of gender (pp. 215-227). New York, NY: Plenum Publishers.
47. Wharton, A. S. (2005). The sociology of gender: An introduction to theory and research. Malden, MA: Blackwell Publishing.
48. Young K. "The Field of Social Psychology." Psychological Bulletin 24 (1927): 661-691.
Статьи в периодических журналах и сборниках:
49. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.
50. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.
51. Владимирович Л.Д., Суровицкая Ю.В. Проблема полоролевой социализации подростков в современном казахстанском обществе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. №2 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-polorolevoy-sotsializatsii-podrostkov-v-sovremennom-kazahstanskom-obschestve (дата обращения: 17.03.2022).
52. Владимировна П. Н. , Петровна Ж. К. Феномен "Маша и Медведь" в российских и зарубежных средствах массовой информации // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-masha-i-medved-v-rossiyskih-i-zarubezhnyh-sredstvah-massovoy-informatsii (дата обращения: 17.03.2022).
53. Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. - URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559.
54. Воронина, О.А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н.И. Медведева. - URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559.
55. Глухова М.Е. Стереотипы внешности в современной детской российской анимации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stereotipy-vneshnosti-v-sovremennoy-detskoy-rossiyskoy-animatsii (дата обращения: 17.03.2022).
56. Глушкова, Е. Телевидение и здоровье детей / Е. Глушкова //Дошк. воспитание. – 1989. – № 4. – С. 88–91.
57. Гришаева, Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольников / Н.П. Гришаева // Начальная школа плюс до и после. - 2001. - № 8. - С. 75-76.
58. Дубровина, И.В. Проблемы психологической подготовки молодежи к семейной жизни / И. В. Дубровина // Вопросы психологии. – 1981. - № 4. С. 53 – 60.
59. Жабский М. И., Тарасов К. А. Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 73-81.
60. Ивановна К.О. Модели полоролевой социализации в российском образовании // Женщина в российском обществе. 2016. №1 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-polorolevoy-sotsializatsii-v-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения: 17.03.2022).
61. Клецина И.С. Достижения и проблемы развития гендерного направления в отечественной психологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. № 4. С. 120—125.
62. Клопова О.В., Прокофьева В.А. Полоролевая социализация мальчиков-подростков в неполных семьях // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. №2 (Психология). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polorolevaya-sotsializatsiya-malchikov-podrostkov-v-nepolnyh-semyah (дата обращения: 17.03.2022).
63. Козачёк, О.В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк // Здоровье и экология. - 2007. - № 4. - С. 64-73.
64. Леонтьева Т.В. Теоретико-методологические основы анализа визуального образа семьи в мультипликационных фильмах // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-analiza-vizualnogo-obraza-semi-v-multiplikatsionnyh-filmah (дата обращения: 17.03.2022).
65. О.В. Барсукова «Медиаобразование как фактор развития личности ребенка в условиях трансформации информационного пространства»
66. Попеное Д. Как восстановить нуклеарную семью в современном обществе/ Д. Попеное, Д. Чурмантеев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. - 2003. - № 3. - С. 101-106
67. Bandura, A. (1962). Social Learning through Imitation. University of Nebraska Press: Lincoln, NE.
68. Habib K., Soliman T. Cartoons’ Effect in Changing Children Mental Response and Behavior / K. Habib, T. Soliman // Open Journal of Social Sciences. – 2015. – № 3. – P. 248–264
69. Kagan, J., Moss, H. The stability of passive and dependent behaviour from childhood through adulthood / J. Kagan, Н. Moss // Child Devel. – 1960. – V. 31. – P. 577-591
70. Kohlberg L., Lickona T. , ed. Moral stages and moralization: The cognitive-developmental approach, Moral Development and Behavior: Theory, Research and Social Issues. - Rinehart and Winston, 1973.
71. Maccoby, E.E., & Jacklin, C. N. (1974). The Psychology of Sex Differences. Stanford, CA: Stanford University Press.
72. Martin C.L. Gender: early socialization - 2014 [https://www.child-encyclopedia.com/gender-early-socialization] [Электронный ресурс]. URL:(дата обращения: 4.04.2022)
73. Mussen P.H & Rutherford .E (1963) " Parent-child Relations and Parental Personality in Relation to Young children’s Sex-role Preferences ". Child Development, 34, pp.261-297 .
74. Odukomaiya E. Cartoons Influence towards Violence and Aggression in School Age Children in Nigeria: Dissertation for the Award of the Degree of Master of Arts in Communication and Media Studies / Institute of Graduate Studies and Research Eastern Mediterranean University. – 2014. – P. 97
75. Yousaf Z., Shehzad M., Hassan S. A. Effects of Cartoon Network on the Behavior of School Going Children. / Z. Yousaf, M. Shehzad, S. A. Hassan // International Research Journal of Interdisciplinary & Multidisciplinary Studies (IRJIMS). – 2015. – № 1. – P. 173–179
Интернет источники:
76. РИА Женщинам в Японии разрешили выходить замуж сразу после развода - 2015 URL: https://ria.ru/world/20151216/1342847290.html (Дата обращения: 9.03.2022)
77. Female-led films outperform at box office for 2014-2017 – 2017 [https://shift7.com/media-research] [Электронный ресурс]. URL:(дата обращения: 4.04.2022)
78. Gender bias without borders 2014 [https://seejane.org/wp-content/uploads/gender-bias-without-borders-executive-summary.pdf] [Электронный ресурс]. URL:(дата обращения: 10.04.2022)
79. Lauzen M. M. It’s a Man’s (Celluloid) World: Portrayals of Female Characters in the Top Grossing Films of 2020 - 2021 [https://womenintvfilm.sdsu.edu/wpcontent/uploads/2021/04/2020_Its_a_Mans_World_Report.pdf] [Электронный ресурс]. URL:(дата обращения: 15.04.2022)
80. The Devil you Know: Gender equality in Japan - 2022 [https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/newsroom/documents/2022-02/Flair-Japan-2022-Gender-Inequality.pdf] [Электронный ресурс]. URL:(дата обращения: 21.04.2022)
В конце концов, однако, детям необходимо развить ощущение себя как отдельных, как индивидуальных личностей. Для девочек этот процесс проще, потому что, отождествляя себя с матерью, они уже научились быть женщиной. Однако мальчики, развивая мужскую гендерную идентичность, должны сначала отказаться от своей идентификации с фемининностью. «Поскольку мальчик лучше всего знает, что такое женское начало, — пишет Стокард, — он начинает определять мужское как «не женское»». В процессе разлуки мальчики часто учатся обесценивать и женственность.
Обращаясь ко всему вышеизложенному можно сделать вывод, что многие проблематика полоролевой социализации фигурирует во многих научных школах, как в отечественных, так и зарубежных.
1.3. Роль зарубежной полнометражной мультипликации XXI века в формировании моделей полоролевой социализации.