Межличностные конфликты в профессиональных коммуникациях в условиях пандемии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Управление конфликтами в организации – одна из постоянных и актуальных проблем в трудовой сфере, которая приобрела новые масштабы в контексте пандемии COVID-19. Пандемия коренным образом изменила модели поведения и привычное взаимодействие миллиардов людей. Отношения в обществе обострились, поскольку люди столкнулись с угрозой здоровью, финансовыми трудностями, а главное – неуверенностью в завтрашнем дне. Таким образом, сама по себе пандемия превратилась в серьезную социально-экономическую, психологическую проблему, настоящий вызов для человеческой цивилизации.
До начала COVID-19 в экономической сфере осуществлялась трансформация рынка труда, которая отмечалась положительной динамикой: гуманиазция труда, переход от «человека экономического» к «человеку креативному», повышение качества рабочей силы, развитие социального партнёрства и модернизация систем социальной защиты сотрудников. Изменения были и в содержательной части труда: появление дистанционной занятости, смена рабочих мест, процесс роботизации и цифровизации. Эти изменения носили постепенный, поэтапный характер. Пандемия обострила все эти процессы и привела к немедленному переходу в цифровое пространство. Профессиональная коммуникация в её привычном понимании пропала.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ 10
1.1. Понятие и сущность межличностных конфликтов 10
1.2. Профессиональная коммуникация в структуре организации 20
1.3. Специфика межличностных конфликтов в профессиональном общении 26
1.4. Способы управления межличностными конфликтами в различных типах организаций 36
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 49
2.1. Социально-экономическая характеристика пандемии COVID-19 49
2.2. Анализ трудовых конфликтов в организациях до пандемии и во время 55
2.3. Особенности влияния пандемии на уровень межличностных конфликтов в организации 67
Выводы по второй главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЯ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 111
БИБЛИОГРАФИЯ
1. «На работу хожу – значит живу» // к-ФОМ 01.06.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://covid19.fom.ru/post/na-rabotu-hozhu-znachit-zhivu (Дата обращения: 14.02.2022).
2. «Первое, что я делаю, – измеряю температуру себе перед работой»: пандемия без изоляции // к-ФОМ 22.05.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://covid19.fom.ru/post/pervoe-chto-ya-delayu-izmeryayu-temperaturu-sebe-pered-rabotoj-pandemiya-bez-izolyacii (Дата обращения: 14.02.2022).
3. COVID-19 и работа // Ipsos 10.01.2022 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://www.ipsos.com/ru-ru/covid-19-i-rabota (Дата обращения: 04.03.2022).
4. Cronen V.E. Practical theory and the tasks ahead for social approaches to communication. In W. Leeds-Hurwitz (Ed.) // Social approaches to communication (P. 217 – 242). NY: Guilford, 1995.
5. Griffin E.A. A first look at communication theory (5th ed.). IL: McGraw-Hill, 2003.
6. Grishina N.V. The COVID-19 Experience: Features of Culture and Belonging in the Context of Peoples Native to a Country and Migrants // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. V. 13. N. 4. P. 119 – 133.
7. Gudykunst W.В., Ting-Toomey S., Chua E. Culture and Interpersonal Communication. Newbury Park, 1988. – 278 p.
8. I. Zhou. Labor Relations Conflict. 2017. P. 103 – 117.
9. Jameson J.К., Toward A. Comprehensive Model for the Assessment and Management of Intraorganizational Conflict: Developing the Framework // International Journal of Conflict Management. 1999. V. 10. N 3. P. 268 – 285.
10. Lasswell H.D. Describing the Contents of Communication. B. Smith, H. Lasswell, R. Casey. Propaganda, Communication and Public Opinion. Princeton, 1946.
11. Managing conflict in the modern workplace // CIPD 21.01.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://www.cipd.co.uk/knowledge/fundamentals/relations/disputes/managing-workplace-conflict-report#gref (Дата обращения: 27.01.2022).
12. Mihaylova I. (2021). The impact of the COVID-19 pandemic on the incidence of conflicts in organizations: an employee perspective. Knowledge // International Journal. 2021. 48(1). C. 165 – 171.
13. Nadjafova Z., Paresashvili N., Maisuradze T., Nikvashvili M. Organizational conflict management during COVID 19 // Economic and social development (Book of Proceeding). 70th International Scientific Conference on Economic and Social Development Development, Baku. 2021. C. 788 – 795.
14. Ng Sik H., Bradac J.J. Verbal Communication and Social Influence. London, 1993. – 238 p.
15. Pearce W.B., Cronen V.E. Communication, action, and meaning: The creation of social realities. NY: Praeger, 1980.
16. Silicon Valley's workforce is feeling more burned out than before the pandemic, with nearly 70% reporting work-from-home exhaustion // Business Insider [Электронный ресурс]. URL: https://www.businessinsider.com/tech-workers-burnout-higher-than-before-coronavirus-pandemic-2020-10 (дата обращения: 20.04.2021).
17. Von Mohr M, Kirsch L.P, Fotopoulou A. Social touch deprivation during COVID-19: effects on psychological wellbeing and craving interpersonal touch // R. Soc. Open Sci. 8: 210287. https://doi.org/10.1098/rsos.210287
18. Watzlawick P., Beaven J., Jackson, D. Pragmatics of Human Communication: A Study of Interactional Patterns, Pathologies, and Paradoxes. New York: Norton, 1967.
19. Witkin H.A., Goodenough D.R. Field-Dependence and Interpersonal Behavior // Psychological Bulletin. 1977. 84 (4). P. 661– 689.
20. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. – 240 с.
21. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. М.: 1993. – 137 с.
22. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающих женщин // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 80 – 88.
23. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания. – М., 1981. – 310 с.
24. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989. - 223с.
25. Базаров Т.Ю., Шевченко Ю.С. Особенности изменения индивидуальных решений в ходе групповой дискуссии в виртуальных группах // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2012. № 1. С. 106 – 114.
26. Барков С.А. Воспитание корпоративного патриотизма как задача современного менеджмента // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2008. № 2. С. 119 – 132.
27. Бенюк А.В., Кукушкина А.С. Межличностные конфликты в организации: сущность и причины возникновения. – 2019. – С. 119-121.
28. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – Изд-во: Эксмо, 2016. – 317 с.
29. Близнец Е.В., Алтухова И.А. Объективные и субъективные конфликты в организациях // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы конфликторазрешения в современном обществе». Курск: Юго-Запад. гос. ун-т, 2020. С. 38 – 42.
30. Большинство фрилансеров в России получают меньше 30 000 рублей в месяц, несмотря на рост объема рынка // Forbes 16.02.2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/421167-bolshinstvo-frilanserov-v-rossiipoluchayut-menshe-30-000-rubley-v-mesyac (Дата обращения: 27.01.2022).
31. Боробов В.Н. Конфликты в организации и основные методы работы руководителя по предотвращению конфликтов // Научный диалог: Экономика и менеджмент. Сборник научных трудов по материалам XXIV международной научной конференции. - 2019. - С. 39-42.
32. В отпуск поневоле // к-ФОМ 18.05.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://covid19.fom.ru/post/v-otpusk-ponevole (Дата обращения: 05.02.2022).
33. В Петербурге увеличилось число конфликтов между родителями и детьми // Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга 26.01.2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/kpmp/news/205654/ (Дата обращения: 04.02.2022).
34. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. – 312 с.
35. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Московского университета, 1984. – 200 с.
36. Вацлавик П. Психология межличностных коммуникаций. СПб.: Речь, 2000. – 298 с.
37. Ведутенко У.Д., Моргунов Е.Б. Межпоколенческие различия в организации труда // Материалы VIII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. С. 69 – 73.
38. Виноградова Е.В., Козина И.М. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 30 – 40.
39. Гагаринская Г.П., Дыкина С.З. Управление трудовыми конфликтами организации (методология и практика). Монография. М.: Мир науки, 2019. – 160 с.
40. Гальцева С.Е. Организационные конфликты и их взаимосвязь с развитием структуры управления: Дис. … кан. экон. наук. М., 2001. – 174 c.
41. Герасимов Б.Н. Технологическое обеспечение конфликтов в организациях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №5 Т. 2. C. 118 – 127.
42. Горбачева А.Г. Влияние современных информационных технологий на взаимодействие людей в рамках малых социальных групп // Вестник НГУЭУ. 2013. № 3. С. 140 – 145.
43. Грей К. Организации: теории, конфликты и менеджеры. Харьков: Гуманитарный центр, 2008. – 194 с.
44. Гришаева С.А. Социальные трансформации в условиях цифровой среды // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. Т. 26. № 1. С. 70 – 81.
45. Гришина Н.В. Изменения жизненной ситуации: ситуационный подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. С. 3.
46. Гришина Н.В. Нарушение этических норм межличностного взаимодействия. Феномен "нечестной игры" // Общественные науки и современность. 1997. № 5. С. 87 – 97.
47. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. … док. психол. наук. СПб., 1995. – 318 с.
48. Гришина Н.В. Ситуационный подход к анализу и разрешению конфликтов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2012. № 3. С. 15 – 21.
49. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990. – 174 с.
50. Громова О.Н. Теория организации и организационное поведение. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 471 с.
51. Гула Д.М. Инфляция и социальные конфликты. Москва: Лаборатория книги, 2012. – 153 с.
52. Гуляева И.Ю. Границы приватного и публичного в межкультурной коммуникации (встреча голландской и российской культур в рамках организации) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 1. С. 133 – 147.
53. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. 1993. № 4.
54. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 142 – 147.
55. Деханова Н.Г. Социальное партнерство как механизм согласования групповых интересов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. Т. 24. № 4. С. 117 – 124.
56. Добринская Д.Е. Сообщества в эпоху Интернета // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. Т. 24. № 4. С. 59 – 79.
57. Добринская Д.Е. Цифровое общество в социологической перспективе // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4. С. 175 – 192.
58. Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. №1. С. 202 – 212.
59. Доказательная гигиена // к-ФОМ 01.09.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://covid19.fom.ru/post/dokazatelnaya-gigiena (Дата обращения: 14.02.2022).
60. Домашнее насилие в условиях COVID-19 в России. Доклад семи организаций по защите прав женщин. [Электронный ресурс] // URL: https://www.asi.org.ru/wp-content/uploads/2020/07/Doklad-o-domashnem-nasiliivusloviyah-COVID-19-v-Rossii-2020-god.pdf (Дата обращения: 12.03.2022).
61. Дужникова А.С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5 (99). С. 238 – 251.
62. Дыкина С.З. Управление трудовыми конфликтами в производственной сфере деятельности организации: Автореф. дис. … кан. экон. наук. Сочи, 2019. – 23 c.
63. Егидес А.П. Психология конфликтов в деловом общении (концепции и технологии): дис. д-ра психол. наук. – М., 2004. – 423 с.
64. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. докт. психол. наук. - Л., 1991. – 38 с.
65. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. – Л.: Наука, 1976. – 40 с.
66. Жирарде М., Гришина Н.В. Психологические особенности отношения к конфликтам // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2014. Т. 2. С. 109 – 114.
67. За время пандемии больше россиян стали конфликтовать на работе // РБК 14.10.2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://amp.rbc.ru/rbcnews/rbcfreenews/616727de9a7947b59bdafdb9 (Дата обращения: 27.01.2022).
68. Загребина А.В. Социальные функции разговора: современная рецепция идей Г. Тарда // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 3. С. 177 – 185.
69. Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта. // Социологические исследования. 1993. № 7. С. 51 – 58.
70. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990. – 335 с.
71. Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 114 – 119.
72. Зубков, В.И. Влияние современных социально-экономических тенденций на развитие нестандартных форм занятости // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. Т. 26. № 2. С. 156 – 177.
73. Ильин В.И. Рабочее место как сцена театра повседневной жизни // Мир России. 2009. Т. 18. № 4. С. 140 – 171.
74. Ищенко М.М., Баженова А.В. Управление конфликтными ситуациями в современной организации // Мировые цивилизации. 2021. №1. Т. 6.
75. Кабайкина О.В. Гендерная дискриминация в сфере трудоустройства в Г. Москве // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. Т. 26. № 3. С. 200 – 213.
76. Калашников Д.В. Конфликты в организации и основные пути их разрешения: Дис. … кан. социол. наук. Москва, 1998. – 166 с.
77. Калинин А.М., Низова Л.М. Внутриорганизационные конфликты: понятие и сущность. Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: человек и общество в меняющемся мире материалы пятнадцатой международной весенней научной конференции, под общей редакцией В. П. Шалаева. – 2019. – С. 151-152.
78. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников // Вестник Самарского государственного технического университета. 2019. № 1.
79. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 247 с.
80. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 564 с.
81. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004. – 328 с.
82. Киндеркнехт А.С., Соболева Л.А. Вертикальный и горизонтальный типы коммуникации в восстановительной медиации: проблема соотношения // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8. № 4 (29). – С. 255-259.
83. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: Издательство НОРМА, 2001. – 528 с.
84. Козер Л. Социальный конфликт: современные исследования. М., 1991.
85. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 208 с.
86. Коновалова В.Г. Конфликты в организации: старые и новые проблемы // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 7. C. 4 – 13.
87. Конфликты на работе: чаще ссорятся работники ЖКХ, реже — айтишники // HeadHunter 17.03.2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://hh.ru/article/302115 (Дата обращения: 20.01.2022).
88. Котелков А.Л. Регулирование конфликтов в организационной структуре: социолого-управленческий аспект: Автореф. дис. … кан. социол. наук. Москва, 2008. – 25 с.
89. Красников М.А. Феномен лжи в межличностном общении // Общественные науки и современность. 1999. № 2. С. 176 – 185.
90. Кузнецов В.Н. Социология компромисса. М., 2007. – 679 с.
91. Кузьменкова Ю.Б. От традиций культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян. М.: МАКС Пресс, 2008. – 315 с.
92. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: дис. док. психол. наук. – СПб., 1991. – 38 с.
93. Личные встречи не вышли из моды // ВЦИОМ 03.02.2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/lichnye-vstrechi-ne-vyshli-iz-mody (Дата обращения: 04.03.2022).
94. Лупьян Я.Л. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов-на-Дону, 1991. – 222 с.
95. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997 – 688 с.
96. Меграбян А. Психодиагностика невербального общения. – М: Речь, 2001. – 253 с.
97. Менькина С.М. Коммуникативная компетентность от теории к практике формирования // Среднее профессиональное образование. 2011. №12. С. 3–5.
98. Мондрус А.Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: Автореф. дис. … кан. психол. наук. Ростов-на-Дону: ЮФУ. 2008. – 23 с.
99. Научно-мониторинговый Центр «Трудовые конфликты» [Электронный ресурс]. URL: http://industrialconflicts.ru/ (дата обращения 17.12.2021).
100. Немов Р.С., Шестаков А. Г. Сплоченность как фактор групповой эффективности // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 113 – 119.
101. Ньюстром Дж. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.
102. Обозов H.H. Психология межличностных отношений Текст. / H.H. Обозов. – Киев: «Лыбидь», 1992. – 191 с.
103. Отношение людей к удалённой работе в условиях изоляции // Ipsos 14.04.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://www.ipsos.com/ru-ru/otnoshenie-lyudey-k-udalyonnoy-rabote-v-usloviyakh-izolyacii (Дата обращения: 05.02.2022).
104. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 17.04.2021).
105. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2004. – 38 с.
106. Пивоваров А.М. Внутриличностная коммуникация как предмет социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 4. С. 50 – 65.
107. Полозова Т.И. Межличностные конфликты в группе: дис. канд. психол. Наук. – 1980. – 19 с.
108. Попазова О.А. Тенденции развития программ корпоративного благополучия в российских и зарубежных корпорациях в период пандемии COVID-19 // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2021. № 3. С. 65 – 70.
109. Пострадавшие от пандемии работники: август // к-ФОМ 14.09.2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://covid19.fom.ru/post/postradavshie-ot-pandemii-rabotniki-avgust (Дата обращения: 12.02.2022).
110. Правозащитники выпустили доклад об ухудшении ситуации с домашним насилием в России // Forbes 2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/405309-pravozashchitniki-vypustili-doklad-obuhudshenii-situacii-s-domashnim-nasiliem-v (дата обращения: 27.11.2021).
111. Проблемы на работе// к-ФОМ 20.10.2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://covid19.fom.ru/post/problemy-na-rabote (Дата обращения: 14.02.2022).
112. Промышленная социальная психология: коллективная монография / В.А. Богданов, И.П. Волков, Н.В. Гришина [и др.] – Ленинград: Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова, 1982. – 205 с.
113. Разинькова О.П. Управление персоналом предприятия в условиях нестабильного производства. Тверь: ТГТУ, 2006. – 144 с.
114. Россияне – о своих трудовых перспективах на фоне пандемии // к-ФОМ 25.03.2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://covid19.fom.ru/post/rossiyane-o-svoih-trudovyh-perspektivah-na-fone-pandemii (Дата обращения: 14.02.2022).
115. Ротманн А.Р., Гришина Н.В. Психологические факторы отношения к делегированию // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2013. Т. 1. № 1. С. 206 – 210.
116. Самоизоляция ухудшила отношения между супругами, но улучшила отношения с родителями [Электронный ресурс] // Национальное агентство финансовых исследований. URL: https://nafi.ru/analytics/samoizolyatsiya-ukhudshilaotnosheniya-mezhdu-suprugami-no-uluchshila-otnosheniya-s-roditelyami/ (дата обращения: 28.11.2020).
117. Свердликова Е.А. Восприятие социальных и психологических аспектов безработицы в российском сегменте интернета // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 2. С. 157 – 174.
118. Семейные отношения в условиях самоизоляции // к-ФОМ 28.05.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://covid19.fom.ru/post/semejnye-otnosheniya-v-usloviyah-samoizolyacii (Дата обращения: 05.02.2022).
119. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.
120. Соломатина Е.Н. Конфликт как фактор социальных изменений в теории Алена Турена // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. Т. 22. № 3. С. 4 – 20.
121. Соломатина Е.Н. Становление и развитие социологии конфликта в России // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2011. № 2. С. 207 – 221.
122. Станкин М.И. Арифметика взаимопонимания с подчиненными/ Управление персоналом. – 1999. – № 10. – С. 63-68.
123. Стресс и сложности из-за работы // Ipsos 02.02.2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://www.ipsos.com/ru-ru/personal-concern-and-expectations-about-7-key-issues-2021 (Дата обращения: 04.03.2022).
124. Судас Л.Г., Оносов А.А., Бесланеев А.Ж., Манкевич Ю.В., Пивоварова М.Б., Правосудова В.А., Рассадина Д.С., Швыряев П.С. Конфликтный потенциал дистанционного формата занятости // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. №86. С. 284 – 306.
125. Таскаев Т.С. Социально-трудовой конфликт на предприятии: экономико-социологический анализ: Автореф. дис. … кан. социол. наук. Москва, 2008. – 28 с.
126. Тихонова Н.Е. Низший класс в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 2011. № 5. C. 24 – 35.
127. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Исследование «Бизнес-барометр страны» проведено 16 апреля 2020 г. (первый этап) [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://ach.tpprf.ru/barometer/stage1/ (Дата обращения: 27.01.2022).
128. Удаленная работа в цифрах // к-ФОМ 13.05.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://covid19.fom.ru/post/udalennaya-rabota-v-cifrah (Дата обращения: 15.02.2022).
129. Удаленная работа по-русски: плюсы и минусы // ВЦИОМ 16.02.2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/udalennaja-rabota-po-russki-pljusy-i-minusy (Дата обращения: 15.03.2022).
130. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. – М.: Наука, 1990. – 155 с.
131. Хабибуллина А.С. Спорные вопросы увольнения в период пандемии COVID-19 // Кадровик. 2021. № 9. С. 68 – 74.
132. Хайдер Ф. Психология межличностных отношений. – Москва. – 1956.
133. Цифровая грамотность и удаленная работа в условиях пандемии // ВЦИОМ 15.05.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/czifrovaya-gramotnost-i-udalennaya-rabota-v-usloviyakh-pandemii (Дата обращения: 04.02.2022).
134. Цой Л.Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 2 (66). С. 96 – 108.
135. Число фрилансеров в России за год выросло на 76 % // АЭИ «Прайм» 24.12.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL.: https://abnews.ru/2020/12/24/chislo-frilanserov-v-rossii-vyroslo-na-76 (Дата обращения: 27.01.2022).
136. Шарков Ф.И. Теория социальных коммуникаций. – М.:«Рин-Холдинг», 2005. – 271 с.
137. Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать: все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. – М:ГроссМедиа, 2009.
138. Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: дис...канд.психол.наук. – М., 1993.
139. Экман П. Психология эмоций. – СПб., 2010. – 334 с.
140. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. Социальная организация российского бизнеса: теоретико-методологические подходы и их реализация в эмпирическом исследовании // Социологические исследования. 2012. № 5. С. 58 – 69.
Также в исследовании 2021 года 35% опрошенных работников рассказали о наличии ссор с коллегами, из них 4% открыто признались, что они сами виноваты в зарождении конфликта. В 2019 году доля таких сотрудников составляла лишь 2%. Из упомянутых 35% работников обвиняют в случившихся ссорах коллег 21%, а 10% склонны считать инициаторами других персон (например, руководителя). В 2019 году доля таких сотрудников составляла 10% и 5% соответственно. Подобная положительная динамика говорит о стремлении сотрудников чаще перекладывать ответственность за собственные действия на трудовой коллектив. В 2021 году было проведено исследование в отношении моббинга сотрудников, согласно которому с подобным явлением столкнулось 68% опрошенных . При более детальном рассмотрении – 57% отметили жестокое обращение и психологическое давление со стороны начальства, 24% со стороны коллег. В большинстве случаев это связано с отсутствием развитых конфликтологических и коммуникативных компетенций.
Рассмотрев и проанализировав трудовые отношения с 2019 по 2021 год, можно отметить, что число конфликтов возросло в начале пандемии, после чего началось постепенное снижение конфликтного потенциала. Но уровень конфронтации всё равно остался высоким. В большинстве случаев пик конфликтов пришелся на период самоизоляции. В её начале он возник из-за адаптации сотрудников к новым рабочим условиям, а в конце – из-за стремления работодателей сократить финансовые потери, злоупотребляя нарушением условий труда. Подобная тенденция подтверждает зависимость рынка труда от социальной напряженности населения. В сравнении с конфликтами ранее, следует выделить, сокращение числа публичных акций протеста, а также конфликтов в бюджетной сфере. Среди причин на первое место в пандемию вновь вернулась невыплата заработной платы, а такая причина, как снижение её уровня, вовсе сошла на нет. Её заменили сокращение работников и нарушение условий труда.